• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2013 года Дело N А51-9928/2013

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.А. Беспаловой,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 5 Лесозаводского городского округа» (ИНН 2507006483, ОГРН 1022500675097, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.10.2002) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Лесозаводске (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.03.2005) о признании незаконным постановления от 19.03.2013 N 18 без вызова сторон

установил:

Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 5 Лесозаводского городского округа» (далее по тексту - заявитель, МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО», учреждение) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2013 N 18, вынесенного начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее по тексту - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю) по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам.

В заявлении МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» указало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.

Пояснило, согласно анализу питания на основании ежедневного меню-требования, накопительной ведомости, накладных на продукты питания воспитанники МДОБУ «ЦРР ДС N 5 ЛГО» получают все необходимые продукты питания, установленные требованиями СанПиН, но в недостаточном количестве. Вместе с тем, МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» при составлении ежедневного меню включает продукты, заменяющие кисло-молочные продукты, соки, фрукты, мясо, рыбу, согласно таблице замены продуктов по белкам и углеводам. Считает, что со стороны учреждения приняты все возможные, зависящие от него меры для соблюдения требований СанПиН, однако ввиду изложенных обстоятельств не представилось возможным избежать нарушения пункта 16.11 СанПиН.

Указало, что в соответствии с пунктом 1.6 раздела 1 Устава МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО», детский сад является некоммерческой организацией, созданной администрацией Лесозаводского городского округа для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий городского округа в сфере образования. МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» не имеет ни правовых, ни финансовых возможностей для решения вопроса увеличения стоимости родительской платы за детский сад и выполнение норм питания детей. В связи с поступившим от органа Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю предписанием, руководством МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» направлено ходатайство учредителю с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении родительской платы и изыскать финансовые средства для выполнения норм питания детей.

Кроме того, пояснило, что при строительстве в 1983 году детского сада теневые навесы были установлены с нарушением строительных нормативов. Постепенно они стали разрушаться, представлять опасность для жизни и здоровья детей. Поэтому в целях безопасного пребывания детей в детском саду теневые навесы были разобраны. Вместе с тем, площадь озеленения территории МДОБУ «ЦРР ДС N 5 ЛГО» составляет 60%, поэтому воспитанники детского сада защищены от действия прямых солнечных лучей. Во время дождливой погоды дети занимаются игровой деятельностью в групповых и вспомогательных помещениях дошкольного учреждения. Установка теневых навесов - это затратное мероприятие, требующее значительных финансовых ассигнований. Подобные мероприятия осуществляются в рамках долгосрочных целевых муниципальных программ. До настоящего времени бюджетные средства на финансирование монтажа теневых навесов МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» не выделялись.

Так же указало, что телевизоры, имеющиеся в группах, были приобретены и установлены по инициативе родителей и за их счет. Телевизоры почти не использовались, некоторые не были даже подключены. После замечания проверяющего телевизоры в тот же день были изъяты из групповых помещений, и в настоящее время не используются.

Указало, что административным органом при назначении наказания юридическому лицу не было учтено имущественное и финансовое положение образовательного учреждения, что назначение наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей может поставить МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» в ещё более трудное финансовое положение.

Как следует из представленного отзыва административный орган требование заявителя не признал, считает вынесенное в отношении МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным, поскольку материалами административного дела доказан факт совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьей 6.7 КоАП РФ, а также доказана вина учреждения в его совершении.

Из материалов дела судом установлено следующее.

05.02.2013 при осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю проведена плановая выездная проверка помещений МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» по адресу: Приморский край, г. Лесозаводск, ул. Октябрьская, 115.

В ходе проверки установлены нарушения требований СаНПиН 2.4.1.2660-10, а именно:

в 6 группах диагональ телевизоров меньше разрешенных 59-69 см.;

в ежедневном меню отсутствуют кисло-молочные продукты, соки, фрукты, мясо, рыба;

не выполняются нормы питания по мясу, творогу, сыру, фруктам, рыбе;

на территории МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» отсутствуют теневые навесы.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2013 N 3 и протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 05.02.2013 N 3.

По указанному факту 05.02.2013 составлен протокол N 9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ. В результате рассмотрения административного дела начальником Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю вынесено постановление от 19.03.2013 N 18 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, которым МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» подвергнуто штрафу в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 9 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10), которые направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 6.12 СанПиН 2.4.1.2660-10 для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

Ежедневно в меню должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) - 2 - 3 раза в неделю. В течение двух недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами, согласно Приложения 6 настоящих санитарных правил (пункт 16.11 СанПиН 2.4.1.2660-10).

В соответствии с частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Нарушение учреждением указанных санитарно-эпидемиологических требований подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе протоколом осмотра от 05.02.2013 N 3, актом проверки от 28.02.2013 N 3, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2013 N 9.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Довод заявителя о том, что МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» является бюджетным учреждением и не имеет ни правовых, ни финансовых возможностей для выполнения норм питания воспитанников детского сада, рекомендуемых нормами СанПиН, судом не принимается.

То обстоятельство, что заявитель является бюджетным учреждением, не имеющим собственных денежных средств, не должно расцениваться как основание для освобождения от административной ответственности, поскольку доказательства того, что заявитель предпринимал все возможные способы для выполнения санитарно-эпидемиологических требований (обращение в администрацию за увеличением финансирования и т.д.) в материалах дела отсутствуют.

Осуществляя уставную деятельность МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» могло и должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных актами законодательства, но и обеспечить их выполнение. Учреждением не были приняты все зависящие от него меры, то есть, не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для надлежащего исполнения требований действующего законодательства и санитарно-эпидемиологических требований к устройству и организации режима работы в дошкольных организациях, что свидетельствует о наличии вины в действиях МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО».

Кроме того, проверкой выявлены нарушения (диагональ телевизоров меньше разрешенных 59-69 см), которые не требовали затрат денежных средств, однако были допущены учреждением и не были устранены на момент проведения проверки ввиду отсутствия надлежащего контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства.

Несоблюдение МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО», являющимся местом длительного массового пребывания людей требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создают угрозу их здоровью.

На основании изложенного, суд делает вывод о том, что административный орган правомерно привлек МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ за нарушение пунктов 16.11, 6.12 СанПиН 2.4.1.2660-10.

Согласно пункту 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 30 кв.м. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее 15 см. от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.

Судом установлено, что 06.12.2012 Лесозаводским районным судом Приморского края удовлетворен иск Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, МБДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО» было вынесено решение, согласно которому на администрацию Лесозаводского городского округа была возложена обязанность в срок до 01.07.2013 выделить средства на установку теневых навесов в МДОБУ «ЦРР Д/С N 5 ЛГО», а на учреждение обязанность установить 11 теневых навесов, площадью 30 кв.м. каждый в срок до 01.09.2013.

Таким образом, вину учреждения в нарушении пункта 3.9 СанПиН 2.4.1.2660-10 суд не усматривает, привлечение к административной ответственности за данное нарушение является преждевременным.

Между тем это не свидетельствует о наличии оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, поскольку нарушение пунктов 6.12 и 16.11 СанПиН 2.4.1.2660-10 доказано и не оспаривается заявителем.

Нарушений порядка привлечения заявителя к ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отсутствуют.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад N 5 Лесозаводского городского округа» о признании незаконным и отмене постановления от 19.03.2013 N 18, вынесенного начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

     Судья
Н.А.Беспалова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А51-9928/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Приморского края
Дата принятия: 31 мая 2013

Поиск в тексте