АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 07 июня 2013 года Дело N А51-10102/2013

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2013 года. Полный текст решения изготовлен 07 июня 2013 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вавило Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408) к обществу с ограниченной ответственностью «Серебряное» (ИНН 2509009730, ОГРН 1022500801168)

о привлечении к административной ответственности

при участии: от заявителя - Пановикова Е.В. - представитель по доверенности от 01.1.22012 сроком на 1 год; от ответчика - Нестеренко А.А. - представитель по доверенности от 03.01.2013 N 1 сроком на 1 год установил: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Серебряное» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Управление в обоснование заявленного требования, указало, что основанием для составления протокола об административном правонарушении послужили выявленные при проверке нарушения требований пункта 36 Технического регламента «Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости», утвержденного Постановлением Правительства республики Казахстан от 09.06.2008 N 551 и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований пунктов 8.1, 10.4 СП 4416-87 «Санитарные правила для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод», пунктов 1.5, 2.3, 2.4 е СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пунктов 5.5, 5.10.2 МУ 2.1.4.719-98 «Санитарный надзор за применением ультрафиолетового излучения в технологии подготовки питьевой воды».

Управление указало, что выявленные нарушения выразились в том, что обществом не соблюдается периодичность санитарной обработки и дезинфекции оборудования по обработке и розливу минеральной питьевой воды: в представленном приказе по санитарной обработке и дезинфекции, утвержденном генеральным директором ООО «Серебряное», не указаны конкретные объекты по видам оборудования, санитарная обработка и дезинфекция всего оборудования проводится 1 раз в неделю, при требуемых по видам оборудования: резервуары для хранения воды, цеховые трубопроводы, фасовочные машины, установки для обеззараживания - не реже одного раза в месяц, соединительные шланги - 1 раз в сутки; документы, подтверждающие санитарную обработку и дезинфекцию автоцистерны для доставки воды из скважины в цех, не представлены, что не позволяет оценить их периодичность (требуемая периодичность - не реже одного раза в месяц); в рамках производственного контроля не осуществляются: лабораторные исследования воды из цеховых резервуаров по микробиологическим показателям, смывов (смывных вод) с оборудования, автоцистерны, емкостей для розлива и укупорочных средств, рук персонала, технологический контроль за проведением регламентных работ ультрафиолетовых ламп (УФ-ламп), применяемых в технологии подготовки минеральной питьевой воды: отсутствует журнал по эксплуатации УФ-ламп с фиксацией данных о проведении регламентных работ, неисправностях, включая замену ламп, ресурсе рабочего времени ламп с учетом времени наработки.

Ответчик возражает относительно привлечения его к административной ответственности. Полагает, что при рассмотрении данного административного дела присутствует малозначительность совершенного административного правонарушения.

Общество пояснило, что административные правонарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении по делу N 187 от 22.03.2013, не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам либо непосредственно гражданам. Данные нарушения носят формальный характер и касаются исключительно правильности составления и ведения документов, фиксирующих и регламентирующих производственный процесс розлива питьевой воды. С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, ООО «Серебряное» полагает, что при обстоятельствах дела, установленных материалом дела, не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, качество питьевой воды не ухудшилось, производство воды осуществляется в соответствии с обязательными требованиями, установленными санитарными правилами. Все формальные нарушения, указанные в протоколе N 187 от 22.03.2013 г. на сегодняшний день устранены.

Из материалов дела судом установлено, что в адрес Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю поступило обращение от 25.02.2013 вх. N 483/ж по факту ухудшении качества питьевой воды «Серебряная» (адрес производства: г. Владивосток, ул. Командорская, 11; скважина N 3654, Партизанский район, с. Серебряное): наличие постороннего химического привкуса и запаха, образование осадка на дне бутылки

По факту, указанному в письме вх. от 25.02.2013 N 483/ж, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому края 04.03.2012 вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении N 223 и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования 13.08.2012 Управлением вынесено определение об истребовании у общества в срок до 11.03.2013 документов: свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; подтверждающих полномочия законного представителя; нормативно-технических документов, в соответствии с которыми изготовлена и может быть идентифицирована вырабатываемая продукция (ГОСТ, технические условия, технологические инструкции, стандарт организации); подтверждающих соответствие вырабатываемой продукции - вода питьевая минеральная природная столовая «Серебряная» требованиям нормативных документов; подтверждающих соответствие упаковки и укупорочных средств для розлива требованиям нормативных документов; подтверждающих организацию и проведение производственного контроля (результаты лабораторных исследований воды источника (скважина), воды из накопительного резервуара, воды питьевой минеральной природной столовой «Серебряная», расфасованной в емкости; смывов за период 2012- текущий период 2013, формы учета и отчетности по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля); подтверждающих организацию и проведение общей дезинфекции (приказ директора предприятия, график проведения общей дезинфекции, результаты, подтверждающие эффективность проведенных мероприятий - протоколы исследований промывных вод).

15.03.2013 при анализе истребованных сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, проведенного в рамках административного расследования в отношении общества, осуществляющего деятельность по розливу минеральной воды в цехе, расположенном по адресу: г. Владивосток, ул. Командорская, 11, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю установлены нарушения законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении требований пунктов 8.1, 10.4 СП 4416-87 «Санитарные правила для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод», пунктов 1.5, 2.3, 2.4 е СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пунктов 5.5, 5.10.2 МУ 2.1.4.719-98 «Санитарный надзор за применением ультрафиолетового изучения в технологии подготовки питьевой воды».

Выявленные Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю нарушения выразились в том, что обществом не соблюдается периодичность санитарной обработки и дезинфекции оборудования по обработке и розливу минеральной питьевой воды: в представленном приказе по санитарной обработке и дезинфекции, утвержденном генеральным директором ООО «Серебряное», не указаны конкретные объекты по видам оборудования, санитарная обработка и дезинфекция всего оборудования проводится 1 раз в неделю, при требуемых по видам оборудования: резервуары для хранения воды, цеховые трубопроводы, фасовочные машины, установки для обеззараживания - не реже одного раза в месяц, соединительные шланги - 1 раз в сутки; документы, подтверждающие санитарную обработку и дезинфекцию автоцистерны для доставки воды из скважины в цех, не представлены, что не позволяет оценить их периодичность (требуемая периодичность - не реже одного раза в месяц); в рамках производственного контроля не осуществляются: лабораторные исследования воды из цеховых резервуаров по микробиологическим показателям, смывов (смывных вод) с оборудования, автоцистерны, емкостей для розлива и укупорочных средств, рук персонала, технологический контроль за проведением регламентных работ ультрафиолетовых ламп (УФ-ламп), применяемых в технологии подготовки минеральной питьевой воды: отсутствует журнал по эксплуатации УФ-ламп с фиксацией данных о проведении регламентных работ, неисправностях, включая замену ламп, ресурсе рабочего времени ламп с учетом времени наработки.

22.03.2013 по факту выявленных в ходе проверки нарушений в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При составлении протокола представителем общества даны объяснения, в которых он указал на то, что замечания устраняются.

Заявление о привлечении к административной ответственности и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ были направлены управлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132 утвержден перечень пунктов технических регламентов республики Казахстан, являющейся государством - участником таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Пункт 36 Технического регламента «Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости», утвержденного Постановлением Правительства республики Казахстан от 09.06.2008 N 551, является обязательным к применению.

Примечанием к части 1 статьи 14.43 установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

При этом пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года N 554 предусмотрено, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы) (пункты 1, 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании).

В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства.

Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР N 4416-87 30 июля 1987 года утверждены санитарные правила для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод, пунктом 1.2 которых установлено, что данные правила предусматривают проведение технологического процесса по обработке и розливу питьевых минеральных вод с соблюдением производственной санитарии, утвержденной в установленном порядке.

Пункт 8.1 СП 4416-87 устанавливает, что все оборудование по обработке и розливу минеральных вод должно передаваться от смены к смене в чистоте и порядке и подвергаться санитарной обработке по схеме санитарно-бактериологического контроля качества мойки и дезинфекции оборудования (Приложении 3), согласно графику, утвержденному директором или главным инженером предприятия.

Пунктом 10.4 СП 4416-87 предусмотрено, что отбор проб минеральной воды на санитарно-бактериологический анализ производят в объеме и в сроки, указанные в Приложении 1.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пунктом 1.1 которых установлено, что настоящие санитарные правила определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Пунктом 2.3 СП 1.1.1058-01 установлено, что объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (пункт 2.4 е СП 1.1.1058-01).

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.10.1998 утверждены и введены в действие Методические Указания МУ 2.1.4.719-98 «Санитарный надзор за применением ультрафиолетового излучения в технологии подготовки питьевой воды», согласно раздела I которых данный документ конкретизирует ряд положений основополагающих документов водно-санитарного законодательства в части гигиенических требований к качеству обрабатываемой воды, гарантирующей заданную степень.

В силу пункта 5.5 МУ 2.1.4.719-98 система технологического контроля за процессом эксплуатации УФ-установок должна включать контроль:

- дозы УФ-облучения;

- ресурса с учетом времени наработки УФ-ламп;

- исправности УФ-ламп;

- содержания озона в воздушной среде.

Проведение регламентных работ, регистрация неисправностей, включая замену ламп, должны фиксироваться в журнале эксплуатации УФ-установок (пункт 5.10.2 МУ 2.1.4.719-98).

Из материалов дела судом установлено, что обществом не соблюдается периодичность санитарной обработки и дезинфекции оборудования по обработке и розливу минеральной питьевой воды: в представленном приказе по санитарной обработке и дезинфекции, утвержденном генеральным директором ООО «Серебряное», не указаны конкретные объекты по видам оборудования, санитарная обработка и дезинфекция всего оборудования проводится 1 раз в неделю, при требуемых по видам оборудования: резервуары для хранения воды, цеховые трубопроводы, фасовочные машины, установки для обеззараживания - не реже одного раза в месяц, соединительные шланги - 1 раз в сутки; документы, подтверждающие санитарную обработку и дезинфекцию автоцистерны для доставки воды из скважины в цех, не представлены, что не позволяет оценить их периодичность (требуемая периодичность - не реже одного раза в месяц); в рамках производственного контроля не осуществляются: лабораторные исследования воды из цеховых резервуаров по микробиологическим показателям, смывов (смывных вод) с оборудования, автоцистерны, емкостей для розлива и укупорочных средств, рук персонала, технологический контроль за проведением регламентных работ ультрафиолетовых ламп (УФ-ламп), применяемых в технологии подготовки минеральной питьевой воды: отсутствует журнал по эксплуатации УФ-ламп с фиксацией данных о проведении регламентных работ, неисправностях, включая замену ламп, ресурсе рабочего времени ламп с учетом времени наработки.

Данные факты подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 22.03.2013 и не оспариваются ответчиком.

Таким образом, обществом нарушены требования пункта 36 Технического регламента «Требования к безопасности питьевой воды, расфасованной в емкости», утвержденного Постановлением Правительства республики Казахстан от 09.06.2008 N 551 и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований, пунктов 8.1, 10.4 СП 4416-87 «Санитарные правила для предприятий по обработке и розливу питьевых минеральных вод», пунктов 1.5, 2.3, 2.4 е СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пунктов 5.5, 5.10.2 МУ 2.1.4.719-98 «Санитарный надзор за применением ультрафиолетового излучения в технологии подготовки питьевой воды».

Как следует из объяснений представителя общества, указанных в протоколе об административном правонарушении, вину в совершении правонарушения он признает, поскольку указал на то, замечания устраняются

В связи с чем, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей

Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.