АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2013 года Дело N А51-10664/2013

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.С. Турсуновой, рассмотрев в судебном заседании заявление и материалы дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

поступившие от Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (ИНН 2538090446, ОГРН 1052503717408, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 30.03.2005) в отношении индивидуального предпринимателя Улизько Алексея Вячеславовича (ИНН 253700420780, ОГРН 304253617500106, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя:23.06.2004) о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении N 212 от 22.03.2013, установил:

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю (далее по тексту - «заявитель», «Управление») обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Улизько Алексея Вячеславовича (далее по тексту - «лицо, привлекаемое к ответственности», «общество») к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - «КоАП РФ»).

Определением суда 12.04.2013 заявление общества было принято в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованием статьи 227 АПК РФ.

Представитель Управления по тексту заявления указал, что поскольку предпринимательская деятельность Улизько А.В. осуществляется с нарушением требований п.2, п.3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.1992, п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. N55, п.1 ст.9, п.1, п.3.1, п.3.2.3 ст. 11 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011, он обоснованно подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель через канцелярию суда представил объяснительную, по тексту которой сообщил об устранении выявленных в ходе проведения проверки правонарушений, подобные правонарушения впредь обязуется не совершать.

Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимной связи, суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Улизько Алексей Вячеславович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 23.06.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока внесена запись за государственным регистрационным номером 3042536175000106 и выдано свидетельство серии 25 N 02238904.

Индивидуальный предприниматель Улизько Алексей Вячеславович осуществляет реализацию женской одежды импортного производства (Турция, Китай) пальтово-костюмного и платьево-блузочного ассортимента.

12.03.2013 на основании распоряжения зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю М.В. Поляковой от 20.02.2013 N 313 с целью выполнения плана проверок Управления на 2013 год главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в отношении индивидуального предпринимателя Улизько Алексея Вячеславовича, осуществляющего деятельность в сфере розничной торговли в магазине «ВЕЩЬ» расположенном в г. Владивостоке по адресу: ул. Трамвайная, д. 14Б проведено плановое выездное мероприятие.

В ходе проведения проверки в продаже находились швейные изделия женские, изготовленные из разных тканей, на маркировке (товарном чеке, этикетках) которых не содержится обязательная информация для потребителей (отсутствуют сведения о наименовании изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридический адрес изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, отсутствует дата изготовления, единый знак обращения продукции на рынке (знак соответствия)), а именно:

- платье с маркировкой LAFOLI, изготовлено в Турции, в количестве 52 штуки;

- платье с маркировкой BLACK 1ST, изготовлено в Турции, в количестве 8 штук;

- платье с маркировкой Grandi, изготовлено в Турции, в количестве 3 штуки;

- платье с маркировкой DZYN LINE, изготовлено в Турции, в количестве 13 штук;

- блуза с маркировкой SWASS, изготовлена в Турции, в количестве 12 штук;

- брюки с маркировкой VANGELIZA, изготовлены в Турции, в количестве 70 штук;

- платье с маркировкой KESHA, изготовлено в Турции, в количестве 8 штук;

- платье с маркировкой SPONTE LINE, изготовлено в Турции, 22 штуки;

- платье с маркировкой COMFORT, изготовлено в Турции, в количестве 18 штук;

- куртка с маркировкой VLASTA, изготовлена в Китае, в количестве 38 штук;

- куртка с маркировкой TARORE, изготовлена в Китае, в количестве 36 штук.

На вышеперечисленные товары для женщин не была представлена товарно-сопроводительная документация, содержащая по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший) заверенная подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Декларации о соответствии (сертификаты соответствия) на товары также отсутствовали.

Данные обстоятельства были зафиксированы протоколе осмотра от 11.03.2013, а также в акте проверки N 98 от 13.03.2013 и повлекли нарушения требований п.2, п.3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» N 2300-1 от 07.02.1992, п.12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. N55, п.1 ст.9, п.1, п.3.1, п.3.2.3 ст. 11 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011.

22.03.2013 по материалам проведенной проверки главным специалистом-экспертом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении N 212 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором отражено, что предпринимателем осуществляется деятельность по продаже товаров с нарушением норм действующего законодательства, что влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о чем имеется подпись предпринимателя.

Заявление о привлечении к административной ответственности и материалы административного дела в порядке части 3 ст. 23.1 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд Приморского края для дальнейшего рассмотрения.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ влечет ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.

В примечании к данной статье установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012) «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Пунктом 2 статьи 10 Закона N 2300-1 установлено, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации; цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги); указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Согласно пункту 3 указанной статьи информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Пунктом 12 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) установлено, что продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876 (ред. от 20.11.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (вместе с "ТР ТС 017/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции легкой промышленности") маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: - наименование продукции; - наименование страны-изготовителя; - наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; - юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; - размер изделия; - состав сырья; - товарный знак (при наличии); - единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; - гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); - дату изготовления; - номер партии продукции (при необходимости).

Пунктами 1, 3 статьи 11 указанного Решения КТС определено, что перед выпуском в обращение на рынок продукция легкой промышленности должна быть подвергнута процедуре обязательного подтверждения соответствия требованиям настоящего Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия или сертификации. Декларирование соответствия продукции легкой промышленности требованиям настоящего Технического регламента проводится с использованием схем, приведенных в таблице N 1 настоящего Технического регламента.

Согласно пункту 3.1. Декларирование соответствия по схемам 3д, 4д, 6д осуществляется для следующих групп продукции: - одежда и изделия 2-го и 3-го слоев; - полотна трикотажные; - ткани и материалы бельевые, одежные, полотенечные; - одежда и изделия из кожи и меха; - чулочно-носочные изделия 2-го слоя; - головные уборы; - обувь, кроме обуви валяной; - ковровые покрытия и изделия машинного способа производства.

В соответствии с пунктом 3.2.3 изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), продавец (поставщик) принимает составленную в письменной форме декларацию о соответствии продукции легкой промышленности настоящему Техническому регламенту по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза, и наносит единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Материалами дела подтверждается, что предпринимателем осуществляется реализация женской одежды импортного производства (Турция, Китай) на маркировке которых не содержится обязательная информация для потребителей (отсутствуют сведения о наименовании изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, юридический адрес изготовителя, или продавца, или уполномоченного изготовителем лица, отсутствует дата изготовления, единый знак обращения продукции на рынке (знак соответствия)).

На товары для женщин также не была представлена товарно-сопроводительная документация, содержащая по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший) заверенная подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Декларации о соответствии (сертификаты соответствия) на товары также отсутствовали.

Факт реализации женской одежды с нарушением требований действующего законодательства подтверждается имеющимся в материалах дела протоколом осмотра от 11.03.2013, актом проверки N 98 от 13.03.2013, объяснением предпринимателя, представленного через канцелярию суда, а также протоколом об административном правонарушении N 212 от 22.03.2013.

Пунктом 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Установив факт осуществления предпринимателем деятельности в сфере реализации женской одежды импортного производства с нарушением требований законодательства, суд считает обоснованным вывод Управления о наличии в действиях Улизько А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Документов, свидетельствующих об обратном, предпринимателем в материалы дела не представлено. В протоколе об административном правонарушении, а также в объяснительной, представленной через канцелярию суда, имеется запись предпринимателя об устранении выявленных правонарушений.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статья 4.1 КоАП РФ в части 2 устанавливает, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих предпринимателю соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также принятия лицом, привлекаемым к ответственности всех зависящих от нее мер по их соблюдению.

Учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает необходимым и достаточным наложить на предпринимателя взыскание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.