АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 июня 2013 года Дело N А51-10044/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания помощником Кравцовой Г.Ю,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форза-Трейд» (ИНН 2538145617, ОГРН 1112538002389, дата государственной регистрации: 16.05.2011, адрес: 690002, г. Владивосток, Океанский просп., 106, корпус 1, офис 84)

к Владивостокской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации: 15.04.2005, адрес: 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21а)

о признании незаконным решения, оформленного письмом N25-28/05913 от 12.02.2013 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN10702020/170812/0027155, 10702030/210812/0065132, 10702020/220812/0027722, 10702030/030912/0068970, 10702030/040912/ 0069355, 10702020/060912/0029331, 10702020/120912/0029574, 10702020/130912/0029620, 10702020/180912/0029898, 10702030/200912/ 0072833, 10702020/210912/0030126, 10702030/210912/0073096, 10702030/210912/0073095, 10702020/240912/ 0030237; об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общем размере 2 286 768,03 руб.; при участии: от заявителя: представитель Шестернин Д.В. по доверенности от 01.02.2013, паспорт; от таможни: не явились;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Форза-Трейд» (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня), оформленного письмом N 25-28/05913 от 12.02.2013 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10702020/170812/0027155, 10702030/210812/0065132, 10702020/220812/0027722, 10702030/030912/0068970, 10702030/040912/ 0069355, 10702020/060912/0029331, 10702020/120912/0029574, 10702020/130912/0029620, 10702020/180912/0029898, 10702030/200912/ 0072833, 10702030/200912/0072836, 10702020/210912/0030126, 10702030/210912/0073096, 10702030/210912/0073095, 10702020/240912/0030237; об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общем размере 2 307 283,44 руб. Заявитель в заседании суда заявил об уточнении требований в части ДТ N 10702030/200912/0072836, по которой просит не производить взыскания. Просит обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в общей сумме 2 287 768,03 руб. Судом уточнения приняты в порядке статьи 49 АПК РФ. Ответчик не явился, о месте и времени заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве требования оспорил, предоставил информацию об отсутствии у общества задолженности по уплате таможенных платежей.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ по имеющимся доказательствам в отсутствие представителя ответчика.

В обоснование заявленных требований общество указало, что оно считает неправомерным отказ таможни в применении декларантом таможенной стоимости на основе цены сделки, поскольку для подтверждения заявленной таможенной стоимости, определенной по первому методу «по стоимости сделки с ввозимыми товарами», таможенному органу были представлены все необходимые документы в достаточном объеме, и даны соответствующие пояснения.

Заявитель также указал, что увеличение таможенной стоимости со стороны таможни необоснованно увеличивает размер подлежащих уплате таможенных платежей, что нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере внешнеэкономической деятельности, а также нарушает право общества на определение действительной таможенной стоимости ввезенного товара по методам, предусмотренным действующим законодательством.

Таможенный орган в отзыве указал, что документы и сведения, использованные обществом при определении таможенной стоимости, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации, а декларант не воспользовался правом доказать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости и достоверность представленных им документов. Кроме того, считает, что письмо от 12.02.2013 N 25-28/05913 не является отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а является возвратом заявления с указанием необходимых документов для произведения обществу возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Из материалов дела следует, что во исполнение контракта от 25.04.2011 N 1/CN, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию РФ были ввезены товары.

В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом были поданы декларации на товары NN 10702020/170812/0027155, 10702030/210812/0065132, 10702020/220812/0027722, 10702030/030912/0068970, 10702030/040912/0069355, 10702020/060912/0029331, 10702020/120912/0029574, 10702020/130912/0029620, 10702020/180912/0029898, 10702030/200912/0072833, 10702020/210912/0030126, 10702030/210912/0073096, 10702030/210912/0073095, 10702020/240912/0030237, таможенная стоимость товара была определена по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

В ходе таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем, таможенным органом приняты решения о проведении дополнительной проверки и предложено декларанту самостоятельно заполнить форму-корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей.

Декларантом самостоятельно заполнены формы ДТС-2, в которых стоимость товара определена по стоимости сделки с однородными товарами с применением резервного метода. Декларантом были поданы КТС-1, КТС-2 с указанием суммы пересчета платежей - 2 286 768, 03 руб. После корректировки таможенная стоимость была принята таможенным органом и выпущен товар.

В связи с необоснованным отказом общества от первого метода определения таможенной стоимости, и необоснованным принятием таможенным органом заявленной таможенной стоимости ввезенного товара по шестому методу, заявитель обратился к таможне с заявлением исх. N 2 от 06.02.2013 вх.N 06399 от 07.02.2013 о возврате излишне уплаченных таможенный платежей.

Письмом от 12.02.2013 N 25-28/05913 таможня отказалась произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей, возвратив заявление без рассмотрения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.

Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ, посчитав такой отказ не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Согласно пункту 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение от 25.01.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.

Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей к уплате за ввозимые товары, является сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).

В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС, пунктом 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Пунктом 2 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, установленных ТК ТС - таможенным органом.

Согласно пункту 1 статьи 68 ТК ТС, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Как установлено судом из материалов дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган все предусмотренные законодательством документы, при анализе которых, суд не усматривает оснований согласиться с мнением таможенного органа об отсутствии документального подтверждения сделки, поскольку доказательств несоблюдения декларантом установленного пунктом 1 статьи 68 ТК ТС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган не представил.

Исследовав материалы дела, суд установил, что для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант представил полный пакет документов, в том числе контракт, спецификации на ввезенный товар и инвойсы. Указанные документы содержат полные сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованные между сторонами внешнеэкономической сделки.

Факт перемещения указанного в спорных ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что условие о наименовании, количестве и цене товара является согласованным сторонами контракта. Фактическое исполнение сделки устраняет сомнения в ее заключении.

Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила. Таким образом, у таможенного органа отсутствуют основания для вывода о не подтверждении заявителем цены ввозимого товара.

Отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, не является основанием для ее корректировки в соответствии с иным методом таможенной стоимости, т.к. исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

В этом смысле различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий.

Ссылка таможни на непредставление декларантом дополнительно запрошенных документов судом не принимается в силу следующего.

Обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров»).

Однако сведения о том, какие именно документы не были представлены декларантом, чем была вызвана необходимость их представления, каким образом их непредставление препятствует применению первого метода таможенной стоимости, в решениях не указано.

В подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки декларант представил в таможенный орган соответствующие достоверные и достаточные документы. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений, а также доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможней не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению первого метода определения таможенной стоимости.

Решения о корректировке таможенной стоимости повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с увеличенной таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку с учетом вышеуказанных обстоятельств решение таможни по таможенной стоимости товаров, заявленных в спорных ДТ, является незаконным и не может порождать правовые последствия с момента его вынесения, следовательно, у таможенного органа отсутствовали основания для увеличения размера подлежащих уплате в бюджет таможенных платежей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Определении от 20.02.2002 N 22-О, статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Статья 198 АПК РФ прямо предусматривает право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому обращение декларанта в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей является правом последнего и основано на несогласии декларанта с произведенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товаров и невозвращением излишне уплаченных таможенных платежей, доначисленных в результате данных корректировок.

Арбитражный суд обязан дать оценку решению таможни по таможенной стоимости, которое привело к увеличению таможенной стоимости ввезенных декларантом товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей.

Из изложенного следует, что таможенные платежи в сумме 2 286 768, 03 руб. являются излишне уплаченными, поскольку их размер превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (статья 89 ТК ТС).

Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Статья 90 ТК ТС предусматривает, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В силу пункта 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Поскольку решения по таможенной стоимости товаров по спорным ДТ приняты таможней без достаточных к тому правовых оснований, то, соответственно, уплаченные декларантом таможенные платежи являются излишне уплаченными. Таможенный орган по результатам анализа представленных к заявлению о возврате и имеющихся у него документов обязан был дать оценку решениям по таможенной стоимости.

В связи с изложенным, основание для отказа в удовлетворении заявления декларанта о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ, изложенное в письме таможенного органа N 25-28/05913 от 12.02.2013, признается судом несоответствующим действительности.

Поскольку решения о принятия таможенной стоимости, рассчитанной по шестому методу, являются незаконными, следовательно, оснований для отказа возвратить по заявлению декларанта излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2 286 768, 03 рубля у таможни не имелось.

Принимая во внимание изложенное, а также, учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженности по уплате таможенных платежей и пеней у декларанта нет, суд удовлетворяет требование заявителя об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по спорным ДТ, и обязывает таможню возвратить декларанту излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 2 286 768, 03 руб.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на таможенный орган.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни, расположенной по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 А, оформленное письмом N 25-28/05913 от 12.02.2013 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ NN 10702020/170812/0027155, 10702030/210812/0065132, 10702020/220812/0027722, 10702030/030912/0068970, 10702030/040912/ 0069355, 10702020/060912/0029331, 10702020/120912/0029574, 10702020/130912/0029620, 10702020/180912/0029898, 10702030/200912/ 0072833, 10702020/210912/0030126, 10702030/210912/0073096, 10702030/210912/0073095, 10702020/240912/0030237, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Владивостокскую таможню, расположенную по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21 А, возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Форза-Трейд» (ИНН 2538145617, ОГРН 1112538002389, дата государственной регистрации: 16.05.2011, адрес: 690002, г. Владивосток, Океанский просп., 106, корпус 1, офис 84) излишне уплаченные по ДТ NN 10702020/170812/0027155, 10702030/210812/0065132, 10702020/220812/0027722, 10702030/030912/0068970, 10702030/040912/0069355, 10702020/060912/0029331, 10702020/120912/0029574, 10702020/130912/0029620, 10702020/180912/0029898, 10702030/200912/ 0072833, 10702020/210912/0030126, 10702030/210912/0073096, 10702030/210912/0073095, 10702020/240912/0030237 таможенные платежи в сумме 2 286 768 (два миллиона двести восемьдесят шесть тысяч семьсот шестьдесят восемь) рублей 03 копейки.

Взыскать с Владивостокской таможни, расположенной по адресу: 690090, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21а, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Форза-Трейд» (ИНН 2538145617, ОГРН 1112538002389, дата государственной регистрации: 16.05.2011, адрес: 690002, г. Владивосток, Океанский просп., 106, корпус 1, офис 84) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 36 433 (тридцать шесть тысяч четыреста тридцать три) рубля 84 копейки.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Форза-Трейд» (ИНН 2538145617, ОГРН 1112538002389, дата государственной регистрации: 16.05.2011, адрес: 690002, г. Владивосток, Океанский просп., 106, корпус 1, офис 84) из федерального бюджета 102 (сто два) рубля 58 копеек государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 11582 от 06.03.2013 в общей сумме 36 536 рублей 42 копейки, подлинник которого находится в материалах дела.

Исполнительные листы и справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

     Судья
Черняк Л.М.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка