ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2013 года Дело N А32-34714/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Филимоновой С.С., судей Захарова Л.А., Сулименко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,

в отсутствие представителей участвующих в деле лиц;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 12.04.2013 по делу N А32-34714/2011, принятое судьёй Данько М.М.,

по заявлению администрации муниципального образования город-курорт Сочи к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, при участии третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Ящука Даниила Антоновича, Есоян Анжик Сергеевны, Гузевой Елены Николаевны, общества с ограниченной ответственностью "Сочиэлектросетьстрой", Рамадзе Бесика Бахвовича, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34714/11, в котором просила:

- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041: 63 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6 из федеральной в муниципальную собственность;

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402041:0063 площадью 608 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6 в муниципальную собственность.

Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34715/11, в котором просила:

- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:5, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, из федеральной в муниципальную собственность;

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17 в муниципальную собственность.

Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-34717/11, в котором просила:

- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005:9, площадью 2401 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, из федеральной в муниципальную собственность;

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0136005: 9 площадью 2401 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, в муниципальную собственность.

Администрация муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в арбитражный суд с заявлением по делу А32-35124/11, в котором просила:

- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132, площадью 640 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, из федеральной в муниципальную собственность;

- обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 площадью 640 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, в муниципальную собственность.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2012 дела N А32-34714/2011, N А32-34715/2011, N А32-34717/2011, N А32-35124/2011 объединены в одно производство с присвоением делу номера N А32-34714/2011.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 признано незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, из федеральной в муниципальную собственность. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15, площадью 697 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, в муниципальную собственность муниципального образования город-курорт Сочи в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт в части удовлетворения заявленных требований мотивирован тем, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15 имеются в наличии два необходимых условия для его передачи из федеральной в муниципальную собственность, предусмотренные Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ): нахождение участка в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 суд указал, что администрация не представила доказательства того, что они входят в границы округа санитарной охраны курорт Сочи.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Краснодарском крае обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что в отношении спорных земельных участков заключены договоры аренды, по которым арендодателем незаконно выступает не ТУ Росимущества, уполномоченное распоряжаться федеральной собственностью, в связи с чем их передача в муниципальную собственность фактически узаконит недействительные сделки. Коме того, ТУ Росимущества указывает, что в его адрес администрация с предложением о передаче спорных земельных участков в собственность муниципального образования не обращалась, в связи с чем оснований для оценки бездействия у суда отсутствуют.

Администрация муниципального образования город-курорт Сочи также обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что представленными в дело документами подтверждается, что права на спорные земельные участки зарегистрированы за РФ, и все спорные участки расположены в границах курорта федерального значения, то есть имеются в наличии все предусмотренные Законом N 244-ФЗ условия для передачи спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность.

Третье лицо по делу Гузева Е.Н. в своём отзыве на апелляционные жалобы не согласилась с доводами ТУ Росимущества и администрации, просила решение суда оставить без изменения, указав на то, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028: 15 имеются в наличии все условия для его передачи в муниципальную собственность.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на все вышеперечисленные земельные участки зарегистрировано право собственности РФ.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041: 63, площадью 608 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6, предоставлен на условиях аренды Ящук Д.А.

С кадастровым номером 23:49:0109028:15, площадью 697 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17, предоставлен на условиях аренды Гузевой Е.Н.

С кадастровым номером 23:49:0407005:0132, площадью 640 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81, предоставлен на условиях аренды Есорян А.С.

С кадастровым номером 23:49:0136005:9, площадью 2401 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12, предоставлен на условиях аренды ООО «Сочиэлектросетьстрой».

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 32 Закона N33-Ф3 и пункт 2 статьи 16 Закона N26-ФЗ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов городов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

В постановлении Президиума Верховного Совета Российской Федерации N4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N337 «О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи» закреплено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.

Границы санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N142 «О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта», а также решением от 02.09.1987 N455 «О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи».

Поскольку в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, отсутствует, в связи с чем при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.

Частью 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ установлено, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность земельного участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления.

Судом установлено, что администрация обратилась к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом за передачей спорных земельных участков в муниципальную собственность.

Письмами за подписью заместителя руководителя Федерального агентства территориальному управлению поручено по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи.

Из закона 244-ФЗ следует, что для передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность необходимо два условия в совокупности: нахождение участка в границах курорта федерального значения и регистрация права на участок за Российской Федерацией.

Из статьи 3 Устава города Сочи следует, что Лазаревский район является внутригородским районом. Нахождение земельного участка в границах внутригородского района города-курорта Сочи свидетельствует о том, что данный земельный участок является участком особо охраняемой природной территории.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0109028: 15, площадью 697 кв. м, расположен в Сочи в Лазаревском районе, п. Лазаревское, пер. Павлова, 17.

Таким образом, в отношении указанного земельного участка имеется в наличии совокупность установленных Законом N 244-ФЗ условий для его передачи в муниципальную собственность, в связи с чем бездействие территориального управления в отношении данного земельного участка является незаконным и нарушает права заявителя по делу.

Довод ТУ Росимущества о том, что в отношении данного земельного участка заключен недействительный договор аренды, в котором арендодателем в нарушение закона выступает не ТУ Росимущества, в связи с чем его передача в муниципальную собственность фактически узаконит недействительный договор аренды, является несостоятельным. Из фактических обстоятельств дела и вышеназванных правовых норм следует, что ТУ Росимущества по предложению администрации обязано принять решение о передаче данного земельного участка в муниципальную собственность в силу положений Закона N 244-ФЗ. Препятствия для передачи земельного участка в муниципальную собственность судом не установлено. Иные оспариваемые ТУ Росимущества отношения, в том числе по аренде земельного участка, предметом настоящего дела не являются и не оцениваются судом как не имеющие существенного значения для данного дела.

Ссылка ТУ Росимущества на то, что предложение от администрации о передаче спорного земельного участка в муниципальную собственность не поступало, не принимается судом апелляционной инстанции. Как следует из материалов дела, администрация обратилась к руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом за передачей спорных земельных участков в муниципальную собственность. Письмами за подписью заместителя руководителя Федерального агентства территориальному управлению поручено по итогам проверки принять решение о передаче участков с подписанием актов приема-передачи. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически обращение администрации, являющееся основанием для принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность (при наличии установленных Законом N 244-ФЗ условий), имело место, несмотря на то, что обращение переадресовано ТУ Росимущества Федеральным агентством.

Вместе с тем, судом правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении остальной части требований, поскольку заявителем не доказан факт их нахождения в границах округа санитарной охраны курорта Сочи, то есть в границах курорта федерального значения.

Так, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0136005: 9 расположен по адресу: г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, пер. Школьный, д. 12.

В соответствии с Уставом города Сочи Лазаревскому внутригородскому району подчинен Волковский сельский округ, село Волковка.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407005:0132 расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Черешня, N 81.

Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402041: 63 площадью 608 кв. м, расположен по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, N 6.

В соответствии с Уставом города Сочи Адлерскому внутригородскому району подчинены: Нижнешиловский сельский округ село Веселое, село Черешня.

Из Устава города Сочи следует, что сельские округа имеют подчинение городским округам.

Однако указание на то обстоятельство, что сельские округа входят в границы внутригородских округов Устав не содержит.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что сельские округа не входят в территории городских округов, поскольку как городские, так и сельские округа являются самостоятельными административно-территориальными единицами. Между тем, признак территориальности (расположение земельного участка в границах курорта федерального значения) является одним из двух существенных условий, дающих основание для передачи земельного участка в муниципальную собственность из федеральной.

Таким образом, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0136005:9, 23:49:0407005:0132 и 23:49:0402041:63 администрация не представила доказательства того, что они входят в границы округа санитарной охраны курорт Сочи и относятся к курортам федерального значения.

В апелляционной жалобе администрации указанный пробел в доказательстве факта относимости спорных земельных участков к курорту федерального значения не устранен.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 по делу N А32-34714/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
С.С.Филимонова
Судьи
Л.А.Захарова
О.А.Сулименко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка