ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июня 2013 года Дело N А33-17713/2012

Красноярск

А33-17713/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 6 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2013 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - Петровской О.В., судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е., секретаря судебного заседания Савицкас Н.В., при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Торгкомплект»: Волосатова Г.В., представителя по доверенности от 31.08.2010;

от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: Петровой Н.В., представителя по доверенности N 70-55/307 от 28.12.2012, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 21 марта 2013 года по делу N А33-17713/2012, принятое судьей Калашниковой К.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Торгкомплект» (ИНН 2463001171, ОГРН 1022402126670) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:13, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Калинина, д.57, равной его рыночной стоимости в размере 7 400 000 рублей, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ОГРН 1042402980290, ИНН 2466124510) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) внести в государственный кадастр соответствующие изменения.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2013 года иск удовлетворен частично. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:13, расположенного по адресу: г. Красноярск ул. Калинина, 57, установлена равной его рыночной стоимости в размере 7 400 000 рублей, определенной в соответствии с отчетом N 266/12 от 30.08.2012 по состоянию на 01.01.2011. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом в части удовлетворенных требований, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в своей жалобе указывает на недопустимость представленного отчета о рыночной стоимости в качестве доказательства в рамках настоящего дела, поскольку суд не разъяснил в решении - почему в данном деле не должна применяться статья 10 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке) «Обязательные требования к договору на проведение оценки» (т.е. в этой части суд не мотивировал свое решение).

Судом также не принято во внимание то обстоятельство, что истец не является собственником данного земельного участка на момент проведения оценки.

Также суд пришел к неправильному выводу о том, что «проведение оценки рыночной стоимости земельного участка собственником в данном случае не является обязательным и зависит от его воли» (стр.4 решения, предпоследний абзац). На этой же странице решения (третий абзац сверху) судом процитирована ст.24.19 Закона об оценке, в которой указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, т.е. установление рыночной стоимости в рассматриваемом случае является обязательным. Следовательно должен соблюдаться п.8 Федерального стандарта оценки N1 о дате составления отчета (не более 3-х месяцев с даты оценки).

Учреждение оспаривает вывод суда о предъявлении требования об установлении кадастровой стоимости к учреждению как к надлежащему ответчику.

Управление указало, что не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.

Управление считает, что судом разрешен спор на основании искового заявления, не содержащего материальных оснований заявленных требований к Управлению. Единственным доводом Истца является тот факт, что в связи с установлением Правительством Красноярского края кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100109:13 произошло увеличение земельного налога, что подтверждает неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В отзыве истец указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Возражений от лиц, участвующих в деле, не поступило, поэтому решение проверяется в указанной ответчиками удовлетворенной судом части.

Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя федерального государственного бюджетного учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При повторном рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от 18.02.2013 24ЕК 82282 земельный участок площадью 6 411 кв.м., с кадастровым номером 24:50:0100109:13, расположенный по адресу Красноярский край, г. Красноярск, ул. Калинина, 57 (далее - Земельный участок), принадлежит на праве собственности Истцу.

Кадастровый паспорт Земельного участка от 27.01.2012 N24/12-15093 представлен в материалы дела.

Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В соответствии с указанным постановлением, кадастровая стоимость Земельного участка утверждена в размере 34 640 684 рублей 52 копейки.

Истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом N266/12 от 30.08.2012, подготовленным индивидуальным предпринимателем Марьяновым Олегом Александровичем (свидетельство от 10.10.2007 N935-07 о членстве в некоммерческом партнерстве «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки») на дату 01.01.2011.

В соответствии с содержанием названного выше отчета, целью оценки являлось определение рыночной стоимости Земельного участка по состоянию на дату оценки. Итоговая величина рыночной стоимости Земельного участка в соответствии с отчетом N266/12 от 30.08.2012 с округлением составляет 7 400 000 рублей.

Также Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение N153-НП/12 от 08.10.2012, подготовленное некоммерческим партнерством «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» на отчет N266/12 от 30.08.2012 об оценке рыночной стоимости Земельного участка в соответствии с содержанием которого, объект экспертизы (отчет N266/12 от 30.08.2012) соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности), требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулирования оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В силу пункта 3 названной статьи, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Истец, являясь собственником Земельного участка, в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, несет налоговое бремя по его содержанию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога на территории Российской Федерации определен в главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ в Закон об оценочной деятельности введена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка».

В статье 24.19. названного выше федерального закона закреплен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии с содержанием которой, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и имеет прямо пропорциональную зависимость при исчислении земельного налога, что существенно затрагивает интересы истца как налогоплательщика, последний праве обратится в суд или в иной уполномоченный орган с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно пункту 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Из приведенного выше содержания Закона об оценочной деятельности, а также согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 следует, что участникам гражданского оборота предоставлено право поставить вопрос о приведении в соответствие с рыночной актуальной кадастровой оценки земельного участка, в том числе, и посредством заявления соответствующего иска непосредственно в арбитражный суд.

Таким образом, истец вправе обратиться непосредственно в арбитражный суд с настоящим иском.

Ссылка ответчиков на то, что представленный Истцом отчет N266/12 от 30.08.2012 получен с нарушением положений Закона об оценочной деятельности, так как оценка может проводиться исключительно по заказу собственника, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку основана на неверном толковании абзаца 11 статьи 10 Закона об оценочной деятельности.

Довод ответчиков о том, что между датой оценки и датой составления отчета N266/12 от 30.08.2012 имеется период времени, значительно превышающий 3 месяца, что противоречит пункту 8 федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1)», утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N256, основан на неверном толковании правовой нормы, так как проведение оценки рыночной стоимости Земельного участка собственником в данном случае не является обязательным и зависит от его воли.

Суд правомерно признал надлежащими ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, так и федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового уче

та).

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:

- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;

- организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Следовательно, на него, как на территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, также возлагаются функции по осуществлению государственного кадастрового учета, ведению государственного кадастра недвижимости, организации проведения государственной кадастровой оценки. Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимость в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик.

В соответствии со статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 «О государственном кадастре недвижимости», пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Таким образом, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 орган государственной регистрации, кадастра и картографии наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю (пункт 26 приложения к уставу федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.

Правовой анализ содержания норм главы III.1. Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что ответчиками по исковому требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной кадастровой оценки (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) в лице его территориального органа - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, и федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Красноярскому краю.

Довод Учреждения о невозможности исполнения настоящего судебного решения в связи с его противоречием Приказу Минэкономразвития Российской Федерации, противоречит закону. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (УПКС) является частным, полученным в результате арифметического действия - деления кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

На основании представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что рыночная стоимость земельного участка составляет 7 400 000 рублей.

По существу отчет N266/12 от 30.08.2012 ответчиками не оспорен. На предложение суда о назначении судебной экспертизы по делу, с целью определения кадастровой стоимости земельного участка, ответчики ответили отказом.

При вышеизложенных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для вывода о недостоверности отчета, исковые требования в обжалуемой ответчиками части части правомерно удовлетворены судом.

В части отказа в удовлетворении требований об обязании ответчика совершить определенные действия (внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной) решение не обжалуется.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 21 марта 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-17713/2012.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2013 года по делу N А33-17713/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
О.В.Петровская
Судьи
Н.А.Кириллова
Л.Е.Споткай

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка