• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июля 2013 года Дело N А69-2409/2012

Красноярск

А69-2409/2012

Резолютивная часть постановления объявлена «26» июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен «01» июля 2013 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шошина П.В., судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Казенновой Е.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от «10» апреля 2013 года по делу N А69-2409/2012, принятое судьей Санчат Э.А.,

установил:

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Министерство, ОГРН 1071701000183, ИНН 1701041078) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Тыва (далее - Кадастровая палата) о признании незаконным решения от 15.10.2012 N 14/12-8624, об обязании снять с учета объект недвижимости с кадастровым номером 17:18:0105010:560.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Заявитель не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что земельный участок с общей площадью 942 кв.м. с кадастровым номером 17:18:0105010:560, расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, с северной стороны гостиницы «Кызыл», имеет статус «учтенный». Заявитель полагает, что такой статус в силу пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 10, мог быть присвоен при наличии зарегистрированного права. Согласно уведомлению Росреестра от 17.12.2012 N 01/158/2012-288 права на спорный земельный участок в ЕГРП не зарегистрированы. Заявитель полагает, что отказ в снятии спорного земельного участка с кадастрового учета нарушает права и законные интересы Министерства как распорядителя земельными участками, расположенными на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», государственная собственность на которые не разграничена. Заявитель также не согласен с выводами суда первой инстанции о тождественности спорного земельного участка с земельным участком площадью 400 кв.м., в отношении которого судом общей юрисдикции приняты обеспечительные меры.

Кадастровая палата письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской (распечатка интернет страницы с официального сайта Третьего арбитражного апелляционного суда), своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без участия представителей сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

03.10.2012 Министерство обратилось в Кадастровую палату с заявлением о снятии с учета земельного участка с общей площадью 942 кв.м. с кадастровым номером 17:18:0105010:560, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, с северной стороны гостиницы «Кызыл».

Решением Кадастровой палаты от 15.10.2012 N 17/12-8624 отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета. В качестве основания отказа указано на то, что заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Полагая отказ в снятии земельного участка с кадастрового учета незаконным, нарушающим его права и обязанности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается решение Кадастровой палаты от 15.10.2012 N 17/12-8624 о снятии с кадастрового учета земельного участка.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 15.10.2012 N 17/12-8624 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.

В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре.

Статьей 1 Закона о кадастре предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о кадастре).

Частью 10 статьи 4 Закона о кадастре предусмотрено, что ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Согласно части 1 статьи 23 Закона о кадастре, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со статьей 3 Закона о кадастре, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Кадастровая палата осуществляет полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости.

Таким образом, решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 15.06.2012 17/12-8624 принято Кадастровой палатой в рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Статья 16 Закона о кадастре предусматривает основания осуществления кадастрового учета. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1). Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 2).

Частью 4 статьи 16 Закона о кадастре предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, 03.10.2012 Министерство обратилось в Кадастровую палату с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105010:560.

Решением Кадастровой палаты от 15.10.2012 N 17/12-8624 отказано в снятии земельного участка с кадастрового учета. В качестве основания отказа указано на то, что заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы по форме либо по содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре.

В суде первой инстанции представитель кадастровой палаты также указал, что спорный земельный участок имеет статус учтенный, а снятие с кадастрового учета сведений о земельном участке с учтенным статусом Законом о кадастре не предусмотрено.

В соответствии частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, либо если сведения о земельном участке носят временный характер.

Частью 6 статьи 27 Закона о кадастре установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

В силу части 4 статьи 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с н

им».

Следовательно, если земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, то орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560 общей площадью 942 кв.м. поставлен на кадастровый учет 28.12.2010, имеет разрешенное использование для строительства магазина по реализации религиозных принадлежностей (л.д. 70).

Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 17:18:0105010:560 был преобразован установленными в Земельном кодексе Российской Федерации способами, в материалы дела не представлено.

Кроме того, из материалов дела следует, что на момент вынесения оспариваемого решения действовали обеспечительные меры, принятые Кызылским городским судом Республики Тыва от 01.04.2011 и от 26.066.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105010:560 общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, с северной стороны гостиницы «Кызыл».

Установив, что Министерством обратилось с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка, в отношении которого принят обеспечительные меры, суд первой инстанции правильно указал, что исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке нарушит обязательную силу судебных актов.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от «10» апреля 2013 года по делу N А69-2409/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

     Председательствующий
П.В.Шошин
Судьи
Н.А.Морозова
Е.В.Севастьянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А69-2409/2012
03АП-2950/2013
Принявший орган: Третий арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 01 июля 2013

Поиск в тексте