ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N А80-13/2013

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Песковой Т.Д. судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О. при участии в заседании:

от конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие Темп" Коваль Павла Владимировича: представитель не явился; от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие Темп" Коваль Павла Владимировича на решение от 02.04.2013

по делу N А80-13/2013 Арбитражного суда Чукотского автономного округа принятое судьей Приходько С.Н.

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» (ОГРН 1028700588124, ИНН 8709007579) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, ИНН 8709008251) о признании незаконными действий (бездействий)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» (далее - общество, ООО ПКП «Темп») обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (далее - налоговый орган), выраженных:

- в нарушении пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) и невнесении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о том, что общество находится в процессе ликвидации;

- в нарушении пункта 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ и непринятии от заявителя сообщения о назначении ликвидатора.

Решением суда первой инстанции от 02.04.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, ООО ПКП «Темп» в лице конкурсного управляющего обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Заявитель жалобы, налоговый орган, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили. Представитель конкурсного управляющего ООО ПКП «Темп» заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, которое судом апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что общество состоит на учёте в налоговом органе с 22.07.1999, зарегистрировано в ЕГРЮЛ за ОГРН 1028700588124.

21.06.2012 умер директор общества Иван Герасимович Зотиков - владелец 100% уставного капитала общества (свидетельство о смерти V-МЮ N 880768 от 21.06.2012).

05.09.2012 нотариус нотариального округа Анадырского района Чукотского автономного округа, выступающий в качестве учредителя управления, и гр. Кочетов Юрий Викторович - доверительный управляющий на основании статьи 1173 ГК РФ, в целях охраны наследственного имущества, оставшегося после гражданина Зотикова И.Г., заключили договор доверительного управления наследственным имуществом (л.д. 39).

Согласно договору учредитель управления передал, а доверительный управляющий принял в доверительное управление долю в уставном капитале ООО ПКП «Темп» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, зарегистрированном до 01.07.2002 серия 87 N 000016175, выдано Межрайонной ИФНС России N 1 по ЧАО, ОГРН 1028700588124 от 14.11.2002, ИНН 8709007579, КПП 870901001, юридический адрес: Чукотский АО, город Анадырь, ул. Южная, дом 6, квартира 1), принадлежащую наследователю на праве собственности в размере 100 (сто) % от уставного капитала.

24.09.2012 Кочетов Ю.В. принял решение о добровольной ликвидации общества и возложением функций ликвидатора на себя.

16.10.2012 в налоговый орган за N 406 и N 407 от доверительного управляющего поступили уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002 с приложением решения доверительного управляющего о ликвидации общества от 24.09.2012.

Уведомлением от 23.10.2012 документы, полученные 16.10.2012 для внесения в ЕГРЮЛ сведений, налоговый орган оставил без рассмотрения, со ссылкой на нарушение обществом п. 1.3 и п. 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

17.10.2012 доверительный управляющий обратился в налоговый орган с заявлением (за N 409) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, относительно сведений о лице, осуществляющим управление долей общества, переходящей в порядке наследования. К заявлению приложен договор доверительного управления имуществом.

По результатам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию 17.10.2012, налоговый орган принял 27.10.2012 решение об отказе в государственной регистрации.

09.01.2013 в ЕГРЮЛ внесены сведения о формировании ликвидационной комиссии общества, о назначении ликвидатора. Учредителем (участником) юридического лица, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, является Зотикова Раиса Афанасьевна, которая 25.12.2012 обратилась в налоговый орган с уведомлениями о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатором Кочетова Ю.В.

Не согласившись с действиями налогового органа о невнесении в государственный реестр записи и непринятии сообщения о назначении ликвидатора, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (далее - Закон N 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

В пункте 3 статьи 40 Закона N 14-ФЗ указано, что единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

В силу частей 1, 5 статьи 57 Закона N 14-ФЗ общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

Аналогичное требование указано и в пункте 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, согласно которому учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Формы уведомлений о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о формировании ликвидационной комиссии юридического лица утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.

На основании таких уведомлений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе). Заявителю выдаётся (направляется) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме N Р50003, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 439 (п. 2 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).

Исходя из подпунктов «и», «л» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и персональные данные и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

Таким образом, в случае учреждения нотариусом доверительного управления наследственным имуществом в виде доли в уставном капитале общества сведения о лице, осуществляющим управление долей, переходящей в порядке наследования, на основании подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, подлежит отражению в ЕГРЮЛ.

Порядок представления документов и порядок государственной регистрации при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, установлены статьями 9, 18 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220) установлен порядок заполнения уведомлений, как о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма N Р15001), так и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма Р15002).

Судом первой инстанции установлено, что из уведомлений по форме Р15001 и Р15002, направленных в регистрирующий орган, следует, что они подписаны доверительным управляющим Кочетовым Ю.В.

В разделе 5 уведомлений знаком «V» отмечено «учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации», в пунктах 5.1 - 5.3 указана фамилия, имя, отчество принявшего решение о ликвидации.

Кочетов Ю.В., фамилия, имя, отчество которого указаны в пунктах 5.1 -5.3 уведомлений, не является учредителем общества.

Согласно выписками из ЕГРЮЛ от 26.02.2013 N 113/1 и 113 по состоянию на 23.10.2012 и 16.10.2012 лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является Зотиков Иван Герасимович.

При этом из материалов дела не следует, что сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования на основании подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, отражены ЕГРЮЛ.

В связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что направленные в регистрирующий орган документы были подписаны и поданы лицом, полномочия которого не подтверждены.

В процессе государственной регистрации налоговые органы должны проверять соответствие представленных на государственную регистрацию документов требованиям Закона N 129-ФЗ, в том числе должны проверять, подписано ли заявление о государственной регистрации уполномоченным лицом.

Пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Действующим законодательством предусмотрено указание заявителем паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) вне зависимости от наличия в уведомлениях соответствующей графы.

Таким образом, налоговый орган правомерно указал в уведомлениях от 23.10.2012 на нарушение заявителем пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

а) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

б) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Данная позиция также отражена в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

Подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ), в силу подпункта «д» пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ влечет отказ в государственной регистрации таких изменений.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации, но не вправе оставить представленные на регистрацию документы без рассмотрения. Закон о государственной регистрации не содержит такого понятия, как оставление заявления без рассмотрения.