ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2013 года Дело N А73-467/2013

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2013 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Песковой Т.Д. судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О. при участии в заседании: от Общества с ограниченной ответственностью "Желдорремстрой": Кнаус М.П., представитель по доверенности от 01.01.2013 N 33;

от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю: Попова Е.Ф., представитель по доверенности от 01.04.2013 N 2.4.-10/61-13; от Администрации города Хабаровска: представитель не явился рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю на решение от 10.04.2013

по делу N А73-467/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Леоновым Д.В. по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Желдорремстрой" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка третье лицо: Администрация города Хабаровска

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Желдорремстрой» (далее - ООО «Желдорремстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с требованиями которого, просило:

- признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», Учреждение, орган кадастрового учета) от 01.11.2012 N 2700/401/12-33306 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета;

- обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16 430 кв.м., образуемого из земель государственной собственности, расположенного в производственной зоне К-1 «зона складирования и оптовой торговли» по ул. Промывочной в Железнодорожном районе г. Хабаровска, кадастровый квартал: 27:23:041728, городской учетный номер 27:23:042135:28.

Решением суда первой инстанции от 10.04.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Филиал по Хабаровскому краю) от 01.11.2012 N 2700/401/12-33306 «Об отказе в осуществлении кадастрового учета» признано незаконным.

На Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16 430 кв.м., расположенного по ул. Промывочной в Железнодорожном районе г. Хабаровска, кадастровый квартал: 27:23:041728, городской учетный номер 27:23:042135:28.

Не согласившись с судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержала в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «Желдорремстрой» в заседании суда апелляционной инстанции отклонил в полном объеме доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Администрация города Хабаровска, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыва не направила, каких-либо ходатайств не заявляла.

Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации г. Хабаровска от 03.03.2010 N 582 обществу разрешен выбор земельного участка для размещения капитального объекта: «Логистический центр» в Железнодорожном районе г. Хабаровска. Оформлен и подписан акт выбора земельного участка.

Распоряжением Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от 21.12.2011 N 501-ра утверждена схема расположения земельного участка площадью 16 430 кв.м.

По поручению общества кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план.

12.10.2012 общество обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет названного земельного участка.

Решением от 01.11.2012 N 2700/401/12-33306 ФГБУ «ФКП Росреестра» отказало обществу в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно названному решению, при загрузке межевого плана в форме электронного документа на кадастровую карту, границы узловых и поворотных точек образуемого земельного участка формируются в трех территориальных зонах - К-1 П-2, Р-4, для каждого из которых установлены основные, условно-разрешенные, вспомогательные виды разрешенного использования, тогда как в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В связи с этим, орган кадастрового учета отказал в государственном кадастровом учете земельного участка на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Не согласившись с указанным решением органа кадастрового учета, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.

Судом установлено, что в обоснование заявленных требований ООО «Желдорремстрой» указало, что на момент вынесения оспариваемого решения уже действовало Решение Хабаровской городской Думы от 24.07.2012 N 626 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211», в соответствии с которым весь образуемый земельный участок общей площадью 16 430 кв.м. был отнесен к зоне К-1 «зона складирования и оптовой торговли».

Судом также установлено, что возражая против заявленных требований, Учреждение указывает на те же основания, которые были изложены в оспариваемом решении, а именно: формирование узловых и поворотных точек образуемого земельного участка в трех территориальных зонах - К-1, П-2, Р-4, что, по мнению Учреждения, является нарушением требований части 2 статьи 85 ЗК РФ.

Учреждение также ссылается, что сведения о территориальных зонах внесены в ГКН в соответствии с Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 (в ред. Решений от 23.09.2008 N 67, от 27.10.2009 N 119), а оформленная в установленном порядке документация об изменениях территориальных зон в соответствии с Решением Хабаровской городской думы от 24.07.2012 N 626, в органа кадастрового учета не поступала.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости регулируется Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон N 221-ФЗ, Закон о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 2 статьи 16 указанного Закона, постановка на учет объекта недвижимости осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и предусмотренных статьёй 22 документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом в силу части 2 статьи 20 Федерального закона о государственном кадастре недвижимости с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Основания для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета установлены статьёй 27 Закона N 221-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимается, в том числе в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо по содержанию не соответствуют требованиям настоящего федерального закона.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании представителями участвующих в деле лиц, 12.10.2012 в орган кадастрового учета поступило заявление Бяк С.Д. о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16 430 кв.м., расположенного в производственной зоне Л-1 «зона складирования и оптовой торговли» по ул. Промывочной, а также межевой план.

В силу части 10 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.

Судом установлено, что основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка послужило то обстоятельство, что при загрузке межевого плана в форме электронного документа на кадастровую карту, границы узловых и поворотных точек образуемого земельного участка формируются в трех территориальных зонах - К-1, П-2 и Р-4.

Действительно, в силу части 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) дано понятие территориальных зон как зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с частью 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно части 4 названной статьи Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Таким нормативным правовым актом на территории городского округа «Город Хабаровск» являются Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные Решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок действительно первоначально был сформирован в разных территориальных зонах. Названное обстоятельство в заседании суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

В то же время, судом первой инстанции установлено, что ООО «Желдорремстрой» обращалось в Департамент архитектуры, строительства и землепользования с предложением об изменении границ территориальных зон по спорному земельном участку.

Из пункта 19 протокола от 30.05.2012 N 42-ПЗЗ собрания по публичным слушаниям по проекту изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске усматривается, что Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки приняла предложение ООО «Желдорремстрой» по изменению границ территориальных зон на земельном участке с кадастровым номером 27:23:042135:28 по ул. Промывочной. Указанное решение Комиссии принято во исполнение требований законодательства о принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Письмом от 20.06.2012 N 04-45/6640 общество извещено о принятом Комиссией решении о внесении изменений в Карту градостроительного зонирования об изменении границ территориальных зон на земельном участке с кадастровым номером 27:23:042135:28 по ул. Промывочной, в связи с попаданием участка в две зоны.

Решением Хабаровской городской Думы от 24.07.2012 N 626 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденные решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211 (в редакции решения Хабаровской городской Думы от 23.09.2008 N 667)» внесены изменения в границы территориальных зон в целях принадлежности спорного земельного участка к одной территориальной зоне.

Факт нахождения спорного земельного участка в территориальной зоне складирования и оптовой торговли К-1 подтверждается также сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

Таким образом, по обоснованному выводу суда первой инстанции, поскольку в соответствии с действующим нормативным правовым актом границы территориальных зон изменены, и спорный земельный участок фактически оказался расположенным в одной территориальной зоне, у органа кадастрового учета отсутствовали правовые основания для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка.

Судом первой инстанции правомерно отклонен довод органа кадастрового учета о том, что в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке не внесены сведения об изменениях границ территориальных зон в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 24.07.2012 N 626, поскольку соответствующие сведения должны быть внесены в порядке информационного взаимодействия органа местного самоуправления и органа кадастрового учета в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме этого, судом первой инстанции установлено, что соответствующие сведения были направлены администрацией в орган кадастрового учета.

В свою очередь, при наличии действующего нормативного правового акта, которым изменены границы территориальных зон, в результате которых спорный земельный участок оказался в одной территориальной зоне, общество вправе рассчитывать на постановку этого земельного участка на кадастровый учет, а орган кадастрового учета обязан осуществить постановку спорного земельного участка на кадастровый учет.

Судом также обоснованно отклонены ссылки Учреждения о том, что границы спорного земельного участка незначительно налагаются на границы двух территориальных зон, поскольку согласно межевому плану, погрешность при определении площади спорного земельного участка составляет ± 45 м., в связи с чем, суд правомерно посчитал возможным наличие незначительной погрешности при сопоставлении границ спорного земельного участка и границ территориальных зон.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, обоснованно признал незаконным оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка, удовлетворив заявленные требования.

Кроме этого, суд правомерно в порядке восстановления нарушенного права обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 16 430 кв.м., расположенного по ул. Промывочной в Железнодорожном районе г. Хабаровска, кадастровый квартал: 27:23:041728, городской учетный номер 27:23:042135:28.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.04.2013 по делу N А73-467/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

     Председательствующий
Т.Д.Пескова
Судьи
И.И.Балинская
Е.И.Сапрыкина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка