• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2013 года Дело N А04-1776/2013

г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2013 года. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Песковой Т.Д. судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю. при участии в заседании: от Министерства здравоохранения Амурской области: представитель не явился; от Общества с ограниченной ответственностью "Здоровье человека": представитель не явился; рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Амурской области на решение от 16.05.2013

по делу N А04-1776/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Пожарской В.Д. по заявлению Министерства здравоохранения Амурской области (ОГРН 1072801008994, ИНН 2801123720) к Обществу с ограниченной ответственностью "Здоровье человека" (ОГРН 1072801010248, ИНН 2801124964) о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Амурской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Здоровье Человека» (далее - общество, ООО «Здоровье Человека») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 16.05.2013 в части привлечения к административной ответственности ООО «Здоровье человека» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказано ввиду отсутствия события административного правонарушения.

В части привлечении ООО «Здоровье человека» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ также отказано, в связи с малозначительностью правонарушения. Общество освобождено от административной ответственности, поскольку судом применены положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения и ООО «Здоровье Человека» объявлено устное замечание.

Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Министерство о времени и месте судебного заседания уведомленное надлежащим образом, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.

Общество в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое судом удовлетворено.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что ООО «Здоровье Человека» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072801010248, ИНН 2801124964 по юридическому адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, дом 124, имеет лицензию от 31.12.2009 N 28-01-000353 на осуществление медицинской деятельности (специализированная медицинская помощь по клинической лабораторной диагностике), сроком действия до 31.12.2014, лицензию от 29.11.2010 N 28-01-000471 на осуществление медицинской деятельности (специализированная медицинская помощь по лабораторной генетике), сроком действия до 29.11.2015, лицензию на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, сроком действия до 31.12.2013.

Министерством на основании приказа от 11.01.2013 N 25 (получен обществом 23.01.2013) в присутствии генерального директора общества 11.02.2013, 19.02.2013, 27.02.2013 проведена плановая выездная проверка с соблюдения ООО «Здоровье человека» лицензионных требований и условий.

Извещением от 27.02.2013 генеральный директор общества уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, ему разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности. 05.03.2013 в присутствии законного представителя общества составлен акт проверки, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частями 2, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протоколом зафиксированы следующие нарушения:

1. Выявлено осуществление медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) на медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу. Акушеркой медицинской организации ООО «Здоровье человека» осуществляется забор анализов крови, мазков, соскобов. Акушерка принята на работу согласно приказу о принятии на работу 02.02.2009, что является нарушением пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи».

2. В договорах на оказание платных медицинских услуг, заключенных в 2012- 2013 годах делается ссылка на закон «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года N 5487-1, хотя с 21.11.2011 года действует Федеральный закон N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Допускаются формулировки в пункте 21.5 «передача информации доктору». Не указана фамилия врача, способ передачи информации. Заполняются не все графы договора, допускаются подписи пациента под пустыми графами. В направлении (пациент Щ. при обследовании на ВИЧ инфекцию N 1203/228 от 22.02) заполнены не все графы. Не указан год, не указан диагноз, пол, адрес пациента, что не дает возможность осуществлять соблюдение безопасности оказания медицинской деятельности и является нарушением подпунктов б, в пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Постановление N 291) - соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг. Нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".

3. Нарушен порядок хранения термолабильных лекарственных средств, что является приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В помещении процедурного кабинета отсутствует холодильник, адреналин в антишоковой аптечке с температурой хранения до +15 хранится в помещении с температурой выше + 15, стационарный психогигрометр отсутствует (вид психогигрометра установлен вышеуказанным приказом), Журнал учета температуры влажности не ведется.

В объяснениях к протоколу генеральный директор общества указал, что с нарушениями согласен, будет проводиться работа по их устранению.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утверждённым приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323, установлено, что работы (услуги) при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи выполняются на основании лицензии, приложения к которой оформляются в соответствии с Перечнем, прилагаемым к настоящему Порядку. Перечень включает такой вид деятельности, как осуществление доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу.

Согласно статье 33 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная медико-санитарная помощь включает, в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья.

В соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Первичная медико-санитарная помощь включает, в том числе первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается акушерами.

На должность фельдшера поликлиники назначаются специалисты, соответствующие квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н, по специальности "Фельдшер".

На должность медицинской сестры поликлиники назначается специалист, соответствующий квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, по специальности "Фельдшер", "Акушерка" или "Медицинская сестра".

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2009 N 482 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060102 Акушерское дело", под акушерским делом понимается:

4.3.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

4.3.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах;

4.3.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.

4.3.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).

4.4. Акушерка/акушер готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке):

4.4.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

4.4.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах.

4.4.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.

4.4.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода.

4.4.5. Высокотехнологичная медицинская помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.

4.4.6. Организация и управление персоналом акушерско-гинекологической службы в учреждениях здравоохранения.

Из материалов административного дела усматривается, что обществу вменено осуществление медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) на медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу.

Протоколом об административном правонарушении отражено, что акушеркой медицинской организации ООО «Здоровье человека» осуществляется забор анализов крови, мазков, соскобов.

При этом доказательств осуществления обществом доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу в материалы дела министерством не представлено.

Из объяснений представителя общества, полученных в ходе судебного заседания в суде первой инстанции следует, что наличие в штате акушерки объясняется необходимостью наличия квалифицированного специалиста для отбора биологического материала для исследования. Забор анализов крови, мазков, соскобов к акушерскому делу не относится и специальной лицензии не требуется.

Таким образом, само по себе наличие в штате медицинского учреждения акушерки не свидетельствует об осуществлении обществом лицензируемого вида деятельности - доврачебной медицинской помощи по акушерскому делу, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Подпунктами «б», «в» пункта 5 Постановления N 291 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Порядок заключения договора на медицинские услуги установлен Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2012 N 1006 (введены в действие с 01.01.2013).

Из протокола об административном правонарушении от 05.03.2013 усматривается, что в договорах на оказание платных медицинских услуг допущены отдельные нарушения их оформления, но при этом как установлено судом первой инстанции отсутствуют доказательства того, что эти недостатки в оформлении договоров такие, как условие о передаче информации доктору не содержит сведений о том, какому доктору она может быть передана; заполнение не всех граф договора; отсутствие в одном договоре диагноза, пола, адреса пациента, повлияли на качество и безопасность оказываемых платных медицинских услуг и не соответствуют порядку оказания платных медицинских услуг.

Пунктом 32 Правил хранения лекарственных средств, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н предусмотрено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.

В пункте 7 Правил хранения лекарственных средств указано, что помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом.

Судом установлено, что в процедурном кабинете общества в противошоковой аптечке хранилась ампула адреналина, режим хранения которой установлен производителем, до +15 градусов С, помещении отсутствовал психрометр и журнал учёта температуры и влажности, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, отказывая в привлечении ООО «Здоровье человека» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции квалифицировал допущенное правонарушение как малозначительное, поскольку не усмотрел опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам граждан, общества и государства, умысла на совершение правонарушения, негативных последствий, а также учел устранение нарушения.

Проверив выводы суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае положений о малозначительности, суд апелляционной инстанции находит их правомерными и обоснованными в силу следующего.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо конкретного административного правонарушения, в том числе состав которого имеет формальный характер, а также такого, за совершение которого предусмотрен высокий размер штрафных санкций.

В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В Определении N 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Как следует из вышеуказанного определения, а также из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства.

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения вывода суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь частью 4.1 статьи 206, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 16.05.2013 по делу N А04-1776/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

     Председательствующий
Т.Д.Пескова
Судьи
Е.И.Сапрыкина
Е.Г.Харьковская

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 06АП-3167/2013
А04-1776/2013
Принявший орган: Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 31 июля 2013

Поиск в тексте