• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2013 года Дело N А32-27352/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р., судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д., при участии: от истца: Барыбин А.А., доверенность от 09.12.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации МО город Армавир на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 15.03.2013 по делу N А32-27352/2012 по иску ОАО «Управление механизации N 2» к Администрации МО город Армавир

о разрешении разногласий при заключении договора купли-продажи земельного участка, принятое судьей Савиным Р.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Управление механизации N 2» (общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Администрации МО город Армавир (администрация), в котором, с учетом уточнения, просило обязать администрацию муниципального образования город Армавир (далее - Администрация) заключить договор купли-продажи от 15.08.2012 земельного участка площадью 18461 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0102002:179, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, в редакции протокола разногласий от 16.08.2012 г. Общества, а именно:

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Администрация муниципального образования город Армавир, именуемая в дальнейшем «Продавец», в лице Главы муниципального образования город Армавир Харченко Александра Юрьевича, действующего на основании Устава муниципального образования город Армавир, с одной стороны и открытое акционерное общество «Управление механизации» N 2 (ИНН 2302007990, ОГРН 1022300636698) в лице генерального директора Гладинова Олега Владимировича, действующего на основании Устава и решения Совета директоров от 25.07.2012, именуемое в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, на основании постановления администрации муниципального образования город Армавир от 14 августа 2012 года N 2639 и в соответствии со статьей 36, Земельного кодекса Российской Федерации заключили настоящий договор о нижеследующем:»;

2) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. Цена Участка составляет 328 771 (триста двадцать восемь тысяч семьсот семьдесят один) рубль 95 копеек и вносится «Покупателем» в течение 30 календарных дней после заключения настоящего договора в УФК по Краснодарскому краю (департамент имущественных отношений Краснодарского края) на счет 40101810300000010013, код 82111406012040011430, ИНН 2308077553, КПП 230801001.»;

3) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. Расчет цены Участка произведен в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».»;

4) часть пункта 6, содержащую фразу «Исполняющий обязанности генерального директора Е.Е. Карабут», заменить на: «Генеральный директор О.Н. Гладинов»;

5) в Приложении к договору «Расчет цены выкупа земельного участка» изложить расчет в таблице в следующей редакции:

Площадь

земельного участка

кв.м.

Кадастровая

стоимость

земельного участка

Расчет

стоимости выкупа

земельного участка

Цена выкупа

земельного участка

(руб.)

18 461

13 150 878,00

13 150 878,00 х

2,5%

328 771,95

6) абзац второй в Приложении к договору «Расчет цены выкупа земельного участка» изложить в следующей редакции:

«Цена выкупа земельного участка составляет 328 771 (триста двадцать восемь тысяч семьсот семьдесят один) рубль 95 копеек и определена на основании статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Исковые требования мотивированы тем, что истец обратился к администрации за выкупом вышеуказанного земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В тексте договора купли-продажи земельного участка площадью 18461 кв.м. с кадастровым номером 23:38:0102002:179, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона (далее - спорный земельный участок), направленного для подписания истцу, выкупная стоимость указан в размере 3114906,10 рубля, что, по мнению истца, не соответствует действующему законодательству.

Решением от 15.03.2013 исковые требования удовлетворены.

Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила отменить его, отказать в удовлетворении иска. Ответчик полагает, что коль скоро договор направлен истцу для подписания в июле 2012, норма пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ об определении цены выкупа земельного участка в размере 2,5% его кадастровой стоимости применяться не должна, поскольку она действовала до 01.07.2012. Также ответчик не согласился с тем, что суд удовлетворил исковые требования, определив цену выкупа земельного участка от кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости 23.07.2012, то есть, после обращения истца за выкупом. Администрация указала также, что общество не представило доказательств правопреемства между ним и лицом, приватизировавшим объекты недвижимого имущества, расположенные в границах выкупаемого земельного участка. Кроме того, по мнению ответчика, к участию в деле должно быть привлечено ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, поскольку объекты истца приватизированы из федеральной собственности.

В судебном заседании представитель истца просил оставить судебный акт без изменения. Указал, что заявление о выкупе земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:179 было им подано до 01.07.2012, поэтому цена выкупа земельного участка должна определяться с учетом льготного порядка, установленного Законом N 137-ФЗ. Относительно довода о том, что для расчета цены выкупа участка следовало принять его прежнюю кадастровую стоимость (20 766 040,46 рубля), а не ту, что была внесена 23.07.2012 (13 150 878 рублей), возразил, настаивал на том, что именно последняя кадастровая стоимость является истинной, равной рыночной стоимости спорного земельного участка. В обоснование представил копии материалов своего обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Управление механизации» N 2 является правопреемником Армавирского государственного предприятия механизации и строительства и учреждено в порядке приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» N 721 от 01.07.1992 согласно плану приватизации Общества, зарегистрированному 03.12.1993 Постановлением главы администрации города Армавира N 2187 от 22.12.1995 находящийся в пользовании Общества земельный участок (производственная база под 300 строительных машин) площадью 2,27 га кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Армавир, Северная промзона, предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование. Между обществом и администрацией заключен договор аренды N 414 (в дальнейшем 3800000212) от 28.09.1999 в отношении указанного земельного участка.

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 23:38:0102002:34, а затем 23:38:0102002:179. Площадь данного земельного участка с 2009 года составляет 18461 кв.м., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка N 2343/12/12-479607 от 31.07.2012 г. На земельном участке расположены принадлежащие истцу на праве собственности объекты недвижимости: здание гаража, лит. В, здание гаража, лит Г, административно-бытовое здание, лит. Д, здание диспетчерской, лит. З, здание мастерских, лит. Е,е,е1, здание склада, лит. И1, здание склада, лит. Л, здание производственного корпуса, лит. М, здание склада-навеса, лит. Н, здание мастерских, лит. Р, и здание автомойки, лит. П, что подтверждается представленными в дело Свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП.

В целях реализации предусмотренного п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ права выкупа земельного участка Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 28.06.2012 N 84 о предоставлении в собственность спорного земельного участка. К заявлению были приложены все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития РФ N 475 от 13.09.2011 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».

Указанных обстоятельств администрация не оспаривала. Довод администрации о том, что истец не доказал факта правопреемства по отношению к Армавирскому государственному предприятию механизации и строительства опровергается материалами дела. Кроме того, для применения к спорным правоотношениям нормы пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ юридически безразлично наличие указанного правопреемства, достаточно того, что принадлежащие истцу в момент обращения за выкупом земельного участка объекты недвижимого имущества ранее выбыли из публичной собственности в порядке приватизации.

Постановлением главы администрации МО город Армавир N 2639 от 14.08.2012 было принято решение о предоставлении обществу на праве собственности вышеуказанного земельного участка по цене 3 114 906 рублей. Истцу был направлен договор купли-продажи земельного участка (письмо от 15.08.2012 N30-15/4788) с предложением его выкупа по цене 3 114 906 рублей.

Общество не согласилось с вышеуказанной ценой, подготовило протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка, в котором предложило внести изменения в указанный договор в части установления и расчета цены выкупаемого земельного участка, а также в части изменения лица, которое вправе подписать указанный договор от имени общества в связи со сменой и.о. генерального директора общества.

Протокол разногласий в 4-х экземплярах, подписанных со стороны общества, направлен администрации вместе с сопроводительным письмом, к которому кроме указанного протокола прилагался договор купли-продажи земельного участка (4 экз.), подписанный со стороны общества с оговоркой о принятии его условий при подписании администрацией протокола разногласий, выписка из протокола заседания Совета директоров общества, которым был назначен новый и.о. генерального директора, а также копия кадастрового паспорта выкупаемого земельного участка N 2343/12/12-479607 от 31.07.2012 с указанием его актуальной кадастровой стоимости в размере 13 150 878 рублей.

Получение протокола разногласий Администрацией не оспаривается (часть 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Письмом от 15.08.2012 N 30-15/4805/2230 администрация отказала в принятии предложенных обществом изменений в связи с тем, что общество не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, кроме того, произвести перерасчет выкупной стоимости земельного участка по новой кадастровой стоимости не представляется возможным. Администрация считает, что расчет выкупной земельного участка необходимо производить в соответствии со статьей 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в размере 15% от кадастровой стоимости участка.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства настоящего дела, дана правильная оценка тому факту, что общество заявило о намерении выкупить земельный участок в период действия нормы пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ (до 01.07.2012), поэтому для расчета цены выкупа спорного земельного участка должен применяться установленный указанной нормой льготный порядок (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка).

В то же время, апелляционный суд не может согласиться с возможностью в данном случае расчета выкупной цены от новой кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости 23.07.2012, то есть, после обращения общества с заявлением о выкупе участка и после прекращения действия нормы пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ.

Заявлением от 09.06.2012 N 68 общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:179 и ее установлении в размере рыночной стоимости указанного земельного участка в размере 13 150 878 рублей.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае N 21/24 от 03.07.2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:179 установлена в размере его рыночной стоимости, а именно в размере 13 150 878 рублей (кадастровый паспорт от 31.07.2012).

Приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие его рыночной стоимости предусмотрено нормами статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Частью 2 статьи 24.19. Закона N 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Однако это не означает, что ранее внесенные в кадастр сведения о кадастровой стоимости земельного участка, полученные по результатам государственной кадастровой оценки, являлись недостоверными (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11).

Частью 8 указанной статьи установлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости а именно:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, приведение кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью является самостоятельным основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра, отличным от случая недостоверности сведений об объекте оценки.

В том же постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 применительно к судебному порядку установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости указано, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Тот же принцип следует применять и к случаю установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости решением Комиссии.

Коль скоро истец обратился за выкупом земельного участка в льготном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, действовавшим строго до 01.07.2012, когда в государственном кадастре недвижимости была указана кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 20 766 040,46 рубля, тем самым он выразил волю на приобретение спорного участка по цене, равной 2,5% от этой стоимости. В период действия льготного порядка определения цены выкупа земельных участков публичной собственности, установленного указанной нормой, в кадастре иных сведений о кадастровой стоимости спорного участка не было.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 13 150 878 рублей внесены в кадастр после 01.07.2012 года, когда льготный порядок расчета выкупной цены уже не действовал. Новая кадастровая стоимость участка определена Комиссией не в связи с недостоверностью прежней кадастровой стоимости. Следовательно, сведения о новой кадастровой стоимости распространяются только на будущее время, и не могут быть использованы при расчете выкупной цены по формуле, действовавшей до 01.07.2012.

Истец мог бы выкупить спорный участок, исходя из его кадастровой стоимости в размере 13 150 878 рублей, обратившись с соответствующим заявлением после внесения соответствующих сведений в кадастр. Выкупная цена была бы при этом рассчитана по формуле, установленной статьей 10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае»: в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (15% от кадастровой стоимости).

Поскольку является правильным вывод суда первой инстанции о том, что на отношения сторон распространяется предусмотренный Законом N 137-ФЗ льготный порядок расчета выкупной цены, в части определения ее размера решение подлежит изменению. Цену земельного участка с кадастровым номером 23:38:0102002:179 в договоре купли-продажи следует определять по формуле:

20 766 040,46 х 2,5% = 519 151 рубль 01 копейка.

Прочие доводы апелляционной жалобы отклоняются как несостоятельные. Практика применения порядка расчета выкупной цены земельных участков, установленного Законом N 137-ФЗ, если покупатель подал соответствующее заявление о выкупе до 01.07.2012, является устоявшейся. Привлечение ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае к участию в настоящем деле в отсутствие соответствующих обоснованных ходатайств от него либо от ответчика является избыточным. Довод о возможности нахождения на спорном земельном участке федеральных объектов как основание для такого привлечения несостоятелен, поскольку основан на предположении. Руководствуясь таким подходом, при рассмотрении земельных споров следовало бы превентивно привлекать к участию в деле неограниченный круг субъектов гражданских прав.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ судом первой инстанции допущено не было.

Поскольку в настоящем деле рассматривалось имущественное требование, не подлежащее оценке, а удовлетворяющее иск решение подлежит лишь частичному изменению, обязанность возмещения судебных расходов истца остается на ответчике в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 марта 2013 года по делу N А32-27352/2012 изменить в части указания цены выкупа земельного участка и в части указания кадастровой стоимости земельного участка, принятой для расчета цены его выкупа.

В абзаце 7 резолютивной части решения (пункт 2.1. договора купли-продажи земельного участка) указать цену земельного участка в размере 519 151 рубль 01 копейка.

В абзаце 12 резолютивной части решения в графах «Кадастровая стоимость земельного участка» и «Расчет стоимости выкупа земельного участка» указать кадастровую стоимость в размере 20 766 040 рублей 46 копеек, а в графе «Цена выкупа земельного участка» указать цену в размере 519 151 рубль 01 копейка.

В абзаце 14 резолютивной части решения указать цену выкупа земельного участка в размере 519 151 рубль 01 копейка.

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

     Председательствующий
Т.Р.Фахретдинов
Судьи
М.В.Ильина
О.Х.Тимченко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: 15АП-6136/2013
А32-27352/2012
Принявший орган: Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 11 июля 2013

Поиск в тексте