СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2010 года Дело N 2-334/2010

судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

в составе:

председательствующего Гаджиевой С.А.

судей Назина В.И., Выглева А.В.

при секретаре Дзюбенко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Сусуманский район» Магаданской области на решение Сусуманского районного суда от 10 ноября 2010 года, которым постановлено:

предъявленные в интересах Полецкого Я.В. исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области к администрации муниципального образования «Сусуманский район» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сусуманский район» вне очереди предоставить Полецкому Я.В. на территории г. Сусумана изолированное и пригодное для постоянного проживания жилое помещение, площадью не менее 10 квадратных метров.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Выглева А.В., выступление помощника прокурора Магаданской области Коростыленко Ю.Е., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Сусуманского района Магаданской области в интересах Полецкого Я.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Сусуманский район» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен факт не обеспечения Полецкого Я.В. жилой площадью, в нарушение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как лица, оставшегося без попечения родителей.

Просил суд предоставить Полецкому Я.В. на территории г. Сусумана жилое помещение площадью 10 кв. м., изолированное и пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, взамен ранее закрепленного за ним жилого помещения.

В судебном заседании 10 ноября 2010 года участвующий в деле прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Сусуманский район» вне очереди предоставить Полецкому Я.В. на территории г. Сусумана жилое помещение площадью не менее 10 кв. метров, изолированное и пригодное для постоянного проживания.

Сусуманским районным судом 10 ноября 2010 года постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Сусуманский район» просит решение Сусуманского районного суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Полагает неверным вывод суда о нарушении прав Полецкого Я.В., поскольку он обучается на очном отделении ГОУ НПО «...» на бюджетной основе, находится на полном государственном обеспечении, ему предоставлено бесплатное жилое помещение - место в общежитии ГОУ НПО «...». Считает, что отказ Полецкого Я.В. от предоставленной комнаты в общежитии по причине отсутствия порядка, характерного для студенческих общежитий, а также в связи со сложными взаимоотношениями с обучающимися лицея, не является правовым основанием для выделения иного жилья.

Указывает, что прокурором при подаче заявления в интересах Полецкого Я.В., не соблюдены положения статьи 45 ГПК РФ, так как он является совершеннолетним дееспособным гражданином РФ, отсутствие юридических знаний и наличие статуса оставшегося без попечения родителей, не могут быть отнесены к уважительным причинам для подачи заявления прокурором за Полецкого Я.В.

Полагает необоснованным привлечение к участию в деле в качестве третьего лица органа опеки и попечительства комитета по образованию администрации Сусуманского района, поскольку положением о комитете по образованию администрации Сусуманского района, утвержденным постановлением от 28 января 2005 года №33 не предусматривается осуществление данным органом функций по опеке и попечительству. Органом опеки и попечительства является администрация Сусуманского района.

Проверив материалы дела, обсудив доводы изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая дело, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, согласно статьи 1 данного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что решением Сусуманского районного суда от ... года мать Полецкого Я.В. - П.М.В. лишена родительских прав в отношении детей: П.В., ... рождения, П.М., ... рождения, П.Я., ... рождения, и В., ... рождения. Отец детей записан в свидетельстве о рождении со слов матери.

Таким образом, в силу вышеприведенной правовой нормы Полецкий Я.В., ... года рождения, имеет статус лица оставшегося без попечения родителей, а, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы администрации Сусуманского района № ... от 18 июня 1996 года за несовершеннолетними детьми П.В., П.М., П.Я. и В. закреплено право на жилое помещение - квартиру № ... дома № ... по улице ... в городе ..., на период нахождения детей под опекой.

Материалами дела подтверждено, что после снятия с опекуна несовершеннолетних детей опекунских обязанностей, дети определены для дальнейшего обучения и воспитания в государственное учреждение. Полецкий Я.В. зачислен воспитанником МО ГОУ «...» пос. ... на основании приказа от 15 октября 2001 года.

По окончании МО ГОУ «...» Полецкий Я.В. вернулся в г. ..., и в августе 2008 года поступил в ГОУ НПО «...», где значится зарегистрированным по месту пребывания в общежитии данного учреждения.

Объект жилого фонда - дом № ... по улице ... в городе ..., право на жилое помещение в котором (квартира №...) было закреплено за Полецким Я.В., снят 27 марта 2002 года с учета в реестре представительства ГУ «МОУТИ» в связи с полным его сносом (л.д. 11,30,45).

Таким образом, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, Полецкий Я.В. закрепленного за ним жилого помещения не имеет.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

Абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Анализ нормы абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в совокупности с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ свидетельствует о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа обеспечиваются жильем непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ.

Между тем, Полецкий Я.В. имея право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», после окончания пребывания в МО ГОУ «... в нарушение приведенных правовых норм жилым помещением по договору социального найма не обеспечен.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В целях защиты и реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, Магаданской областной Думой 22 июня 2007 года принят Закон №875-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями».

В соответствии со статьей 1 данного Закона органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно Уставу муниципального образования «Сусуманский район» (д.л. 31-33) администрация Сусуманского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Сусуманского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Сусуманского района федеральными законами и законами Магаданской области.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению Полецкому Я.В. жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сусуманского района, которая наделена государственными полномочиями на территории муниципального образования по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

Норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ, установлена в решении Собрания представителей городского поселения «Город Сусуман» от 10 декабря 2007 года №55 и составляет 10 квадратных метра на одного человека.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, с учетом приведенных правовых норм, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором в интересах Полецкого Я.В. требования о предоставлении ему вне очереди изолированного и пригодного для постоянного проживания жилого помещения на территории г. Сусумана площадью не менее 10 кв. метров.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав Полецкого Я.В. в связи с обучением его на очном отделении ГОУ НПО «...» на бюджетной основе на полном государственном обеспечении и наличия у него места в общежитии ГОУ НПО «...», а также об отсутствии у прокурора правовых оснований для обращения в суд в интересах Полецкого Я.В. были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана соответствующая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, которую судебная коллегия считает правильной и оснований для пересмотра которой не имеется.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве третьего лица органа опеки и попечительства комитета по образованию администрации Сусуманского района», не могут быть приняты во внимание, поскольку на правильность постановленного судом решения не влияют и не могут повлечь его отмену.

Прочие доводы кассационной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального и процессуального права и переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом при разрешении спора не допущено.

Из положений статьи 57 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 части 2 данной статьи по договорам социального найма. Между тем, суд, обязывая администрацию муниципального образования «Сусуманский район» предоставить Полецкому Я.В. жилое помещение не указал, что жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным внести в резолютивную часть решения редакционные изменения, дополнив ее после слов «площадью не менее 10 квадратных метров» словами «по договору социального найма».

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сусуманского районного суда от 10 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Сусуманский район» - без удовлетворения.

Внести в резолютивную часть редакционные изменения, дополнив ее после слов «площадью не менее 10 квадратных метров» словами «по договору социального найма».

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна.

Судья Магаданского

областного суда: А.В. Выглев

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка