СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2010 года Дело N 2-301/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

Председательствующего судьи А.А.Кошак,

судей С.Н.Лобыкина, В.И.Назина

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Бекина М.Е. на решение Ягоднинского районного суда от 18 октября 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении искового заявления Бекина М.Е. к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании за ним права на включение в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием села Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся и обязании поставить его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с даты подачи им заявления, то есть с 22 марта 2010 года, - отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда В.И.Назина, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

у с т а н о в и л а:

Бекин М.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Ягоднинский муниципальный район Магаданской области» о признании отказа в постановке на учет незаконным, признании за ним права на включение в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с признанием села Эльген Ягоднинского района Магаданской области закрывающимся.

В обоснование своих требований указал, что проживал с женой и родителями в селе Эльген Ягоднинского района с сентября 1998 года, с момента приобретения в селе в собственность квартиры ... дома ... по ул. ....

Работал в клубе села Эльген до его закрытия. В 2005 году в связи с давно сложившимися неблагоприятными условиями для проживания в селе Эльген, отсутствием электроснабжения, отопления, медицинского обслуживания населения, отсутствием работы с женой и ребенком вынужден был ухать в г. Магадан. При этом продолжал оплачивать коммунальные услуги и вносить плату за телефон.

Обращался к ответчику за включением его в списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата 08 октября 2006 года и 30 июня 2009 года, но получил отказ.

Решением Ягоднинского районного суда от 25 февраля 2010 года за ним признано право на регистрацию в квартире ... дома ... по ул. ... в селе Эльген Ягоднинского района.

Полагает, что после обращения 22 марта 2010 года к ответчику с заявлением о включении его в списки граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата, 01 апреля 2010 года в его удовлетворении было неправомерно отказано, поскольку местом его постоянного жительства является квартира в пос. Эльген, собственником которой он является.

В судебном заседании 30 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечен комитет экономики администрации Магаданской области.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика поставить его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с даты подачи им заявления, то есть с 22 марта 2010 года

Ягоднинским районным судом 18 октября 2010 года принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Бекина М.Е. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, и направлении дела на новое рассмотрение в ином составе суда. Указывает на обстоятельства, на которые он ссылался в исковом заявлении и в суде первой инстанции.

По мнению истца, суд не учел отсутствие в населенном пункте работы, социальных и жилищных условий для постоянного проживания, а также то, что при закрытии поселка Эльген администрацией не разрешен вопрос об изъятии земельного участка и выплате компенсации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Принимая решение об отказе Бекину М.Е. в иске, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, тщательно проверил доводы сторон, дал им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу о том, что истец, выехав в из села Эльген на постоянное место жительства в город Магадан Магаданской области, не имеет права на получение жилищной субсидии в связи с признанием села Эльген закрывающимся.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не установлено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Согласно статье 3 названного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, (в редакции постановления Правительства РФ от 07.11.2008 № 281) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

Законом Магаданской области от 7 июля 2003 года № 373-ОЗ утверждена областная целевая программа содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы (далее по тексту - Программа).

В Программе приведен перечень населенных пунктов Магаданской области, которые могут быть отнесены к неперспективным населенным пунктам, в частности, в таблице № 1 указано село Эльген Ягоднинского района.

В соответствии с условиями реализации Программы - администрация Магаданской области ежегодно уточняет перечень населенных пунктов, подлежащих переселению. Перечень данных населенных пунктов утверждается законом Магаданской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 года № 1258-р и постановлением Губернатора Магаданской области от 22 февраля 2006 года № 26-п село Эльген Ягоднинского района признано закрывающимся.

Согласно статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из смысла приведенного выше Закона и нормативных актов следует, что их действие распространяется на выехавших граждан, которые на момент выезда имели право на получение жилищной субсидии. Материалами дела установлено, действительно с. Эльген наряду с другими населенными пунктами Магаданской области признано неперспективным. Однако закрывающимся с. Эльген было признано только в феврале 2006 года согласно Постановлению Губернатора Магаданской области.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Бекин М.Е. согласно договору купли-продажи от 07 сентября 1998 года является собственником квартиры ... дома ... по ул. ... в селе Эльген Ягоднинского района (л.д. 3).

Из отметок паспортно-визовой службы г. Магадана на листе 5-7 паспорта Бекина М.Е., выданного 10 апреля 2002 года, усматривается, что ответчик был зарегистрирован в квартире ... дома № ... по ул. ... в г. Магадане с 11 сентября 2002 года - 18 февраля 2004 года с регистрационного учета был снят, с 25 февраля 2004 года зарегистрирован в квартире ... дома ... по ул. ... в г. Магадане - 13 апреля 2006 года снят с регистрационного учета (л.д. 137-138).

Таким образом, на момент снятия с регистрационного учета в 2002 году права на получение жилищного сертификата Бекин М.Е. не имел, поскольку с. Эльген признано закрывающимся только в 2006 году, тогда как в этот период истец учился, работал, проживал и имел регистрацию в г. Магадане.

С учетом изложенного распоряжением главы администрации Ягоднинского района от 30 марта 2010 года № 78-р истцу правомерно отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с признанием села Эльген закрывающимся, как не проживающему в селе Эльген.

Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные правовые нормы, регулирующие условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требования Бекина М.Е. на законе не основаны и удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, которое в решении суда приведено.

Нарушений норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Доводы кассационной жалобы Бекина М.Е. сводятся к требованиям и возражениям, которые исследовались в судебном заседании при рассмотрении дела и которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 360, абзацем 2 статьи 361, статьей 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Ягоднинского районного суда от 18 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бекина Максима Евгеньевича - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Кошак

Судьи С.Н. Лобыкин

В.И. Назин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка