• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
 

РЕШЕНИЕ
 

от 17 января 2013 года Дело N 3-33/2012
 

Именем Российской Федерации

17 января 2013 года г. Астрахань

Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Шустовой Т.П.,

при секретаре Хоюровой Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №3-33\2012 по заявлению прокурора Астраханской области об оспаривании, признании недействующим в части Закона Астраханской области от 09.09.2005 № 47\2005-ОЗ «О мировых судьях в Астраханской области»,

У С Т А Н О В И Л:

02 сентября 2005 года Думой Астраханской области принят Закон Астраханской области № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области». Закон опубликован в издании «Астраханские известия» от 22 сентября 2005 года № 38.

Прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании недействующей в части статьи 4 (в том числе в редакции Закона Астраханской области от 30.11.2011 №87/2011-0З) Закона Астраханской области от 09 сентября 2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области», содержащиеся в части 1 - в части слов «и заключении Губернатора Астраханской области», частях 2 и 3, части 4 - в части слов «получения заключения Губернатора Астраханской области», пункте 3 части 5.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемые нормы противоречат положениям статьи 6 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», предусматривающих гарантии единого статуса судьи, единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями. Оспариваемые нормы устанавливают дополнительные требования к кандидатам на должность судьи, так как порядок назначения (избрания) на должность мировых судей не предусматривает участие в процессе наделения судей полномочиями (в том числе путем дачи заключения) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Дюйсембеева Э.М. поддержала заявленные требования по указанным выше основаниям.

Представитель Думы Астраханской области Сботов С.В., представители Губернатора Астраханской области Гурьянова В.В., Килочек Е.П. с предъявленными требованиями не согласились, просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Представитель Управления министерства юстиции РФ по Астраханской области в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав прокурора, представителей Думы Астраханской области, Губернатора Астраханской области, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления.

Согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно статьям 1, 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают свои правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством и не могут осуществлять собственное правовое регулирование за рамками предоставленной компетенции.

Думой Астраханской области 2 сентября 2005 года принят Закон Астраханской области № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области», подписанный Губернатором Астраханской области 9 сентября 2005 года.

Первоначальный текст Закона опубликован в издании «Астраханские известия» от 22 сентября 2005 года № 38.

Изменения, внесенные Законом Астраханской области от 30.11.2011 №87/2011-0З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Астраханской области и признании утратившей силу статьи 4 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей в Астраханской области», опубликованы в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 08.12.2011 №53.

В соответствии с преамбулой Закон Астраханской области от 09.09.2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области» устанавливает порядок назначения и деятельности и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей.

Статьей 4 данного Закона предусмотрен порядок назначения на должность мировых судей.

В силу части 1 статьи 4 Закона Астраханской области «О мировых судьях в Астраханской области» мировые судьи назначаются на должность Думой Астраханской области по представлению Председателя Астраханского областного суда, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей Астраханской области и заключении Губернатора Астраханской области.

Согласно части 2 названной нормы в течение двух недель со дня получения заключения квалификационной коллегии судей Астраханской области Председатель Астраханского областного суда направляет материалы по кандидатуре на должность мирового судьи Губернатору Астраханской области для дачи заключения по представленной кандидатуре.

На основании части 3 статьи 4 в течение месяца Губернатор Астраханской области дает заключение по представленной кандидатуре. Предварительное рассмотрение представленных документов и подготовка материалов для рассмотрения их Губернатором Астраханской области осуществляются комиссией Правительства Астраханской области.

В течение двух недель со дня получения заключения Губернатора Астраханской области Председатель Астраханского областного суда представляет в Думу Астраханской области кандидатуру на должность мирового судьи (часть 4 статьи 4 данного закона).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона Астраханской области № 47/2005-0З для рассмотрения на заседании Думы Астраханской области вопроса о кандидатурах на должность мирового судьи Председатель Астраханского областного суда представляет следующие документы:

1) представление по каждой кандидатуре на должность мирового судьи;

2) заключение квалификационной коллегии судей;

3) заключение Губернатора Астраханской области;

4) заявление кандидата на должность мирового судьи;

5) копии документов, характеризующих личность кандидата на должность мирового судьи (листок по учету кадров, характеристика, документ об образовании, документ о сдаче квалификационного экзамена).

Суд приходит к выводу о том, что нормы статьи 4 Закона Астраханской области от 09.09.2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области», содержащиеся в части 1 в части слов «и заключении Губернатора Астраханской области», в частях 2 и 3, части 4 в части слов «получения заключения Губернатора Астраханской области», в пункте 3 части 5, нарушают положения федерального законодательства, определяющие единый порядок наделения судей полномочиями, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 4 Закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ).

Статьей 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

Статья 3 Федерального Конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает единство судебной системы Российской Федерации путем законодательного закрепления единства статуса судей, статья 2 Закона Российской Федерации от 26.06.92 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

Приведенные нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что на мировых судей, входящих в единую судебную систему Российской Федерации и обладающих единым с другими судьями статусом, распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Положениями статей 5 и 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрены гарантии единого статуса судей, а именно - единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из приведенной нормы, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок назначения или избрания на должность мирового судьи, который предусматривает два способа назначения мировых судей: избрание мирового судьи непосредственно населением соответствующего судебного участка либо назначение (избрание) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменять такой порядок, устанавливать дополнительные требования к порядку назначения мировых судей, субъект Российской Федерации не вправе.

Таким образом, правом на назначение (избрание) мировых судей наделяются законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации либо население соответствующего судебного участка.

Порядок наделения судей полномочиями не предусматривает участия в процессе отбора кандидатов на должность судьи и наделения судей полномочиями, в том числе и путем дачи заключения, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Из текста оспариваемых прокурором норм следует, что мировые судьи назначаются на должность Думой Астраханской области по представлению Председателя Астраханского областного суда, основанному, в том числе и на заключении Губернатора Астраханской области, для получения которого Председателем Астраханского областного суда направляются материалы по кандидатуре на должность мирового судьи Губернатору Астраханской области, и которое при получении представляется Председателем Астраханского областного суда совместно с иными документами, перечисленными в части 5 оспариваемой статьи 4 Закона Астраханской области «О мировых судьях в Астраханской области», для рассмотрения на заседании Думы Астраханской области вопроса о кандидатурах на должность мирового судьи.

Данная редакция позволяет толковать закон буквально так, что без указанного заключения мировой судья на должность не назначается. Между тем, установление законодателем субъекта Российской Федерации назначения мирового судьи в зависимости от усмотрения должностного лица, не наделенного такими полномочиями, прямо противоречит приведенным выше нормам федерального законодательства.

По указанным обстоятельствам суд считает несостоятельными доводы заинтересованных лиц о том, что заключение Губернатора Астраханской области не имеет определяющего значения при принятии Думой Астраханской области решения о назначении на должность мирового судьи.

В связи с чем суд приходит к выводу о признании недействующими части 1 в части слов «и заключении Губернатора Астраханской области», части 2, части 4 в части слов «получения заключения Губернатора Астраханской области», пункта 3 части 5, установленных статьей 4 Закона Астраханской области от 09 сентября 2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области».

Часть 3 статьи 4 Закона Астраханской области «О мировых судьях», предусматривающая полномочие Губернатора Астраханской области на дачу заключения по представленной кандидатуре на должность мирового судьи, предварительное рассмотрение представленных документов и подготовка материалов на которую для рассмотрения их Губернатором Астраханской области осуществляются комиссией Правительства Астраханской области, также противоречит положениям Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" по следующим основаниям.

Из пункта 8 статьи 5, пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" следует, что назначение кандидатов на должность судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" установлено, что квалификационная коллегия судей рассматривает заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации (подпункт 1 пункта 2 статьи 19).

Из приведенных правовых положений следует, что право дачи заключения о рекомендации на должность судьи принадлежит исключительно квалификационным коллегиям судей, поскольку именно этот коллегиальный орган вправе при обсуждении данного вопроса учесть и оценить совокупность всех обстоятельств, характеризующих личность кандидатов, и на основе данной оценки, а также с учетом проверки представленных документов и сведений принять большинством голосов членов коллегии соответствующее решение.

Необходимости в получении заключения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представленной кандидатуре на должность мирового судьи, на стадии отбора кандидатов на указанные должности нормы федерального законодательства не содержат.

Установив порядок назначения кандидатов на должность мирового судьи в действующей редакции, Дума Астраханской области установила дополнительные требования к порядку назначения мировых судей. Однако дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации согласно части 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" могут быть установлены только федеральным законом.

Таким образом, оспариваемые прокурором области положения Закона Астраханской области противоречат требованиям статей 5, 6 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".

Учитывая изложенное, следует признать неправильным довод представителей Думы Астраханской области и Губернатора Астраханской области о том, что оспариваемые нормативные положения Закона Астраханской области не устанавливают дополнительные в сравнении с федеральным законодательством требования к кандидатам на должность мирового судьи.

Доводы Думы Астраханской области о том, что при установленном субъектом Российской Федерации порядке назначения мировых судей учет мнения Губернатора Астраханской области обеспечивает более полную оценку сведений о кандидате на должность мирового судьи, не состоятельны, поскольку порядок назначения мировых судей в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, является частью единого процесса наделения судей полномочиями и не может противоречить действующему федеральному законодательству. Учет мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при назначении на должность мирового судьи нельзя отнести к порядку, установление которого входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Определяя момент признания Закона Астраханской области от 09 сентября 2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области» недействующим в части, суд учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт до рассмотрения дела судом в течение определенного времени применялся и на основании этого акта были реализованы права и обязанности граждан. Оснований признавать нормативные положения указанного закона недействующими со дня их принятия не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для признания положений статьи 4 Закона Астраханской области от 09 сентября 2005 № 47/2005-03 «О мировых судьях в Астраханской области», содержащихся в части 1 в части слов «и заключении Губернатора Астраханской области», частях 2 и 3, части 4 в части слов «получения заключения Губернатора Астраханской области», пункте 3 части 5, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" при вступлении в законную силу настоящего решения суда, сообщение о нем подлежит опубликованию в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».

Руководствуясь статьями 194-199, статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Астраханский областной суд

Р Е Ш И Л:

заявление прокурора Астраханской области об оспаривании и признании недействующим в части Закона Астраханской области от 09.09.2005 № 47\2005-ОЗ «О мировых судьях в Астраханской области» удовлетворить.

Признать положения статьи 4 Закона Астраханской области от 09 сентября 2005 № 47/2005-0З «О мировых судьях в Астраханской области», содержащиеся в части 1 в части слов «и заключении Губернатора Астраханской области», частях 2 и 3, части 4 в части слов «получения заключения Губернатора Астраханской области», пункте 3 части 5, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в печатном издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца через Астраханский областной суд.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 3-33/2012
Принявший орган: Астраханский областной суд
Дата принятия: 17 января 2013

Поиск в тексте