СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 декабря 2010 года Дело N 33-1410/2010

08 декабря 2010 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР в составе:

Председательствующего Макоева А.А.

судей: Созаевой С.А. и Жернового Е.И.

при секретаре Бжаховой С.С.

с участием Калмыкова З.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Созаевой С.А. дело по иску Калмыкова Залима Львовича к Министерству здравоохранения КБР, МУЗ Городской поликлинике № 4, Обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс - Холдинг» о возложении обязанности на Министерство здравоохранения КБР обеспечивать его бесперебойно необходимыми лекарственными средствами, о взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственных средств, в размере 11 146,80 руб. и компенсации морального вреда в размере 10 000 000 руб.,

по кассационной жалобе Калмыкова З.Л. на решение Нальчикского городского суда КБР от 30 сентября 2010 года,

у с т а н о в и л а:

Калмыков З.Л. является инвалидом 2 группы, по заболеванию: сахарный диабет, 1 тип, тяжелая форма, и он, в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» обеспечивается лекарственными сахаропонижающими препаратами за счет средств федерального бюджета. Калмыков З.Л., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также указывая, что из-за отсутствия необходимых лекарственных препаратов в аптеках, где отпускаются лекарства для льготной категории граждан, так как они не обеспечиваются в необходимом количестве, он вынужден приобретать их за счет своих средств, обратился в суд с иском к Минздраву КБР о возложении на последнего обязанности обеспечивать его положенными лекарствами без перебоев, обязать выплатить ему 11 146,80 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 000 (десять миллионов) руб. В соответствии с ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»закупка лекарств для инвалидов осуществляется централизованно уполномоченным органом, которым является Минздрав КБР. На его обращение в Минздрав КБР ему ответили, что он получил лекарств за 7 месяцев 2008 г. на сумму 16916 руб., а финансирование программы дополнительного лекарственного обеспечения осуществляется из расчета 423 руб. в месяц на больного. Считает, что в названных нормативных правовых актах не установлены размеры ограничений в стоимости лекарств, и что этот размер не должен превышать 423 руб. в месяц. Таковых ограничений не установлено и согласно разъяснений Минздравсоцразвития РФ «О правах граждан-получателей социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных Гл.2 ФЗ от 17.07.1999 г. Кроме того, п.2.7.Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 г. указано, что в случае временного отсутствия лекарств аптечное учреждение организует в течение 10 дней отсроченное обслуживание обратившегося.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в указанном размере, и по основаниям, указанным им в исковых требованиях.

Представитель ответчика - Минздрава КБР Тетуев О. В. исковые требования истца не признал по основаниям, изложенным им в письменном возражении. Представители ответчиков - Поликлиники № 4 г.Нальчика - Куашева М.М. и Кудаева Е.М., ООО «Эдельвейс-Холдинг» - Шханукова М.Х. Управления здравоохранения местной администрации г.Нальчика -Шидугова З.М.исковые требования истца не признали.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 30 сентября 2010 года в исковых требованиях Калмыкова Залима Львовича к Министерству здравоохранения КБР, МУЗ Городской поликлинике № 4, Обществу с ограниченной ответственностью «Эдельвейс - Холдинг» о возложении обязанности на Министерство здравоохранения КБР обеспечивать его бесперебойно необходимыми лекарственными средствами, о взыскании денежных средств, израсходованных на приобретение лекарственных средств, в размере 11 146,80 руб. и компенсации морального вреда в размере 10 000 000 руб. отказано.

В кассационной жалобе на данное решение Калмыков З.Л. просит его отменить как незаконное и вынести по делу новое решение об удовлетворении его требований. В жалобе указано, что убытки истца в сумме 11 146,80 руб., уплаченные за лекарственные средства, подлежат взысканию с Министерства здравоохранения КБР, поскольку организация льготного и бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории КБР, лекарственными средствами, в том числе в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, отнесена к компетенции Министерства здравоохранения КБР. Министерство здравоохранения КБР производит закупку лекарственных средств отдельным категориям граждан в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения, предусматривающей предоставление бесплатно лекарственных средств по рецептам врача, путем проведения аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств. ООО «Эдельвейс-Холдинг» или ГУ «Аптечный склад» Министерства здравоохранения оказывают услуги по отпуску лекарственных средств только после поступления их от Министерства здравоохранения КБР. Последнее в свою очередь указывает на то, что не может выходить за пределы лимитов, установленных и выделенных субъекту из федерального бюджета. ООО «Эдельвейс-Холдинг» выполнило возложенные на него обязанности по организации отсроченного обслуживания. При этом Министерство здравоохранения КБР не организовало закупку лекарственного средства, в результате чего истец вынужден был приобрести их за свой счет.

Кроме того, не соответствует действительности утверждение суда о том, что из представленных истцом чеков на приобретение лекарственных средств за 2008-2009 и 2010 г.г. следует, что выписанных врачом рецептов на их приобретение у истца не имеются. В материалах дела имеются чеки на приобретение лекарственных средств по выписанным врачом рецептам датированные июнем-сентябрем 2010г. В судебном заседании представитель МУЗ «Поликлиника № 4» пояснила, что до июня 2010г. рецепты на препараты, которых нет в наличии не выписывали, хотя все это время он был вынужден приобретать лекарственные средства за свой счет.

Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, представители ответчиков в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Созаевой С.А., выслушав Калмыкова З.Л., поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная Коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью первой статьи 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды. В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29.12. 2004 г. N 328. Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

При этом ст. 4.1 ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов РФ переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями. При этом субвенции на обеспечение лекарственными средствами в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета перечисляются в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, который перечисляет указанные субвенции в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Далее субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации. В этой связи, поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте РФ, либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.

Такой организаций в КБР в 2008-2009г.г. являлось, как установлено судом, ООО «Эдельвейс - Холдинг», в 2010г. - ГУ «Аптечный склад» Минздрава КБР.

По данному делу истцом в качестве ответчиком по делу были указаны Министерство здравоохранения КБР, МУЗ Городская поликлиника № 4, ООО «Эдельвейс - Холдинг». Истец настаивал в суде на взыскании средств, потраченных им на приобретение лекарств, с Министерства здравоохранения КБР, на этом он настаивает и в кассационной жалобе.

Однако, как указано выше, и в соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 кв. 2008г. и определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24.12.2009г., надлежащим ответчиком по этой категории дел, является ООО «Эдельвейс-Холдинг», в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в ввиду предъявления иска к ненадлежащему ответчику.

Также обоснованы выводы суда и в части недоказанности требований истца о приобретении за свой счёт лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом (фельдшером) на бесплатной основе. По делу установлено, что он действительно приобретал лекарства, о чем свидетельствуют представленные им чеки. В материалах дела имеются рецепты только от 10.09.2010г. на сахаропонижающие средства, однако данных о том, что указанные в рецептах лекарства приобретались истцом после указанной даты, вопреки утверждениям в кассационной жалобе, суду не представлены. Истец не ходатайствовал об оказании ему помощи судом на истребование соответствующих доказательств.

При этих обстоятельствах решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам кассационной жалобы не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

о п р е д е л и л а:

решение Нальчикского городского суда от 30 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Калмыкова З.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Макоев

Судьи Е.И. Жерновой

С.А. Созаева

Копия верна:

Судья Верховного суда КБР С.А. Созаева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка