• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 14 июля 2010 года Дело N 33-792/2010
 

14 июля 2010 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.

при секретаре - Туменовой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дикун Виктора Ивановича к Военному комиссариату КБР о взыскании недополученной пенсии и судебных расходов,

по кассационной жалобе представителя истца по доверенности Маирова О.К. на решение Нальчикского городского суда от 17 июня 2010 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е. И., объяснения

Дикун В.И., поддержавшего кассационную жалобу, Судебная коллегия по

гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Дикун В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату КБР о взыскании недополученной пенсии в размере 108 834 руб. 56 коп., судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 5000 руб. и оплаты за удостоверение доверенности в размере 500 руб. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Ответчиком ему начислена и выплачивается пенсия с учетом оклада по должности, воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет и денежной компенсации взамен продовольственного пайка, размер которого устанавливается с 01 января 1999 г. Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной год в размере 12,61 руб. в сутки, а с января 2000 года и за все последующие годы в размере 20,28 руб. В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсий, в денежное довольствие, помимо указанных, включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Однако, в прошлые годы и в настоящее время ответчик незаконно исчисляет ему при расчете размера пенсии денежную составляющую (компенсацию) взамен продовольственного общевойскового пайка, в том числе, 20 руб. в сутки, нормы которого утверждены приказом Министра обороны РФ от 22 июля 2000 года. Право рассчитывать суточную норму продовольственного пайка предоставлено Центральному продовольственному управлению Министерства обороны РФ. С учетом справки, выданной указанным управлением, недоплата выплачиваемой ему пенсии, с учетом стоимости продовольственного пайка и индексации в связи с ростом потребительских цен, составила за период с 04.10.2001 г. по 30.11.2007 г. 108 834 руб. 56 коп.

В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Костенко Е.Н. иск не признала и просила в иске отказать, ссылаясь на незаконность требований истца.

Решением Нальчикского городского суда от 17 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований Дикун Виктора Ивановича отказано за необоснованностью.

На решение суда представитель истца Маиров О.К. подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ввиду его незаконности и необоснованности.

В жалобе указано, что суд при разрешении дела применил Федеральный закон "О федеральном бюджете..." посчитав, что им установлен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выплачиваемой военнослужащим (20 руб. в сутки). В обжалуемом судебном акте, судом не называется статья упомянутого закона, которым, по мнению суда, установлен размер вышеуказанной компенсации Причина этому то, что названный закон вообще не содержит такой нормы.

Из содержания правовых норм Федеральных законов «О федеральном бюджете. ..» на 2000-2004 гг., следует, что размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается военнослужащим. Следовательно, нормы данного закона не распространяются на граждан, уволенных с военной службы (пенсионеров). Однако, при принятии решения, суд распространил действие ст. 102 Федерального закона от 23.12.2003, № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» на истца, хотя он военнослужащим в данный момент не является и компенсацию взамен продовольственного пайка по месту службы не получает.

В жалобе также указано, что суд при разрешении данного дела, не применил норму права, определяющую порядок исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, а именно пункт 11 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ».

Кроме того, суд при принятии обжалуемого судебного акта, придя к выводу о том, что пересмотр пенсий военнослужащим должен производиться исходя из месячной стоимости продовольственного пайка - 20 рублей в сутки, неправильно истолковали положения Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР считает вынесенное решение законным и обоснованным.

В силу действующей в настоящее время статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.06.2002 N 78-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.12.2007 N 311-ФЗ).

На протяжении ряда лет, с 1 января 2000 г. по 2007 г., денежная компенсация военным пенсионерам взамен положенного продовольственного пайка ежегодно устанавливалась федеральными законами о федеральном бюджете в размере 20 рублей в сутки.

В Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию.

Федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов. В него не должны включаться не связанные с расходами Российской Федерации положения, касающиеся прав и обязанностей военнослужащих. Вместе с тем допускается, что положения федеральных законов, устанавливающие материальные гарантии социальных прав военнослужащих, связанные с расходами Российской Федерации, могут - в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы, - приостанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете, что нашло свое отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации (статьи 83 и 180).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Статьей 49 названного выше Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей. Одним из таких оснований является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (п. "б" ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством РФ (ч. 2 ст. 49).

Названный порядок установлен подп. "б" п. 14 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособия лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с подп. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п. 8 - 13 названного Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена Федеральными законами о бюджете на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в размере 20 рублей в сутки.

На 2005 и 2006 годы денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 руб. была установлена постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 г.,

№ 906 и от 22.06.2006 г. № 101.

В силу ст. 162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и аналогичных статей соответствующих Законов на 2001 - 2007 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных Федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Расчет Центральным продовольственным управлением МО РФ реальной стоимости пайка производится исключительно для прогнозирования и оперативного планирования при подготовке бюджетной заявки на предстоящий год и юридической силы не имеет и не может быть использован в качестве основания для исчисления пенсии.

Таким образом, представленный истцом расчет взыскания пенсии с учетом роста потребительских цен на недоплаченную месячную стоимость продовольственного пайка не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - Федеральный закон "О федеральном бюджете".

Федеральным законом от 01.12.2007 N 311-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти" были внесены изменения в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей."

Из денежного довольствия выдаваемого военнослужащим исключена денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), повышение которой являлось бы основанием для пересмотра пенсии военным пенсионерам.

Поскольку при изложенных обстоятельствах у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска о взыскании недополученной пенсии за период с 04.10.2001 г. по 30.11.2007 г., исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, требования истца об индексации недополученной пенсии, с учетом роста потребительских цен за период с 04.10.2001 г. по 01.05.2010 г., также не подлежали удовлетворению. По другим основаниям иск об индексации пенсии Дикун В.И. не заявлял.

Установив, что доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам, выясненным в ходе судебного разбирательства, Нальчикский городской суд обоснованно в удовлетворении заявленных требований отказал. Юридически значимые обстоятельства по делу судом определены и установлены правильно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 17 июня 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Дикун В.И. по доверенности Маирова О.К. - без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Макоев

Судьи Е.И. Жерновой

С.А. Созаева

Копия верна: Е.И. Жерновой




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-792/2010
Принявший орган: Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Дата принятия: 14 июля 2010

Поиск в тексте