• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 05 сентября 2012 года Дело N 33-538/12
 

5 сентября 2012 года г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики в составе:

председательствующего Дубовцевой А.Н.,

судей Гречкина О.А., Карасовой Н.Х.,

при секретаре Тамбиеве А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калахановой М.У. на решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 25 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению Калахановой М.У. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления- администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Гречкина О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Калаханова М.У. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления- администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР, сославшись на то, что она с 1990 года является инвалидом второй группы и с 1996 года- ветераном труда. На основании положений ст. ст. 17 и 28.2 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она обращалась с заявлением к Главе Учкекенского сельского поселения с просьбой включить ее в списки лиц по улучшению жилищных условий. Для получения копий указанных документов она обращалась в архивный отдел администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР, но ей было отказано в выдаче этих документов и восстановлении в очереди ввиду отсутствия сведений и документов о постановке ее в очередь для улучшения жилищных условий за 2004 год. Указанный отказ посчитала незаконным, нарушающим ее права и свободы, в том числе по улучшению жилищных условий. Просила признать незаконным отказ администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР по включению заявителя в льготную очередь участников Великой Отечественной войны, инвалидов 1-111 группы, инвалидов детства, подавших заявление об улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года по Малакарачаевскому муниципальному району.

В судебном заседании Калаханова М.У. и ее представитель Эркенова З.С. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица- администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР Кипкеев М.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), не был доказан факт надлежащего обращения Калахановой М.У.- подачи заявления, необходимых документов.

Представитель Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского района КЧР в суд не явился, дело рассмотрено в их отсутствие. В своих письменных доводах относительно заявленных требований заинтересованное лицо указало, что Калаханова М.У. до 1 января 2005 года в администрацию данного сельского образования с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на соответствующий учет не обращалась.

Решением Малокарачаевского районного суда КЧР от 25 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований Калахановой М.У. отказано.

В апелляционной жалобе Калаханова М.У. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, считая, что оно является незаконным и необоснованным, поскольку судом при постановлении решения нарушены требования норм процессуального и материального права. В нарушении требований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд ошибочно поставил в основу своих выводов показания работника УТиСР Малокарачаевского района Боташевой А.Х., считая их объективными и достоверными. Акт обследования жилищно-бытовых условий был составлен для постановки ее на учет на улучшение жилищных условий, и инвалидность ей была установлена в 1984 году, а с 1990 года она является инвалидом пожизненно. Суд, также не обратил внимание на ее жилищные условия, однако, она имеет право на улучшение своих жилищных условий.

Заявитель Калаханова М.У., представители заинтересованных лиц- администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР и Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского района КЧР в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили и дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу Главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факта надлежащего обращения заявителя либо иного органа в интересах Калахановой М.У. в адрес администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР по вопросу постановки в очередь для улучшения жилищных условий как инвалиду до 1 января 2005 года, не установлено, в связи с чем, неустановленно бездействие или незаконное действие администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР, как нарушающих права заявителя, или создавших препятствия для реализации ее прав.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела.

Согласно ч. ч. 1, 14 ст. 17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Из содержания ч. 1 ст. 17 Федерального закона следует, что жилое помещение предоставляется инвалиду только в случае признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

В период времени, на который ссылается заявитель Калаханова М.У., а именно 2004 год, порядок ведения учета нуждающихся граждан в улучшении жилищных условий регламентировался Жилищным кодексом РСФСР и Федеральным законом РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, велся в порядке общей очереди, в первоочередном и внеочередном порядке. С введением с 1 марта 2005 года в действие Жилищного кодекса РФ учет граждан ведется в общем порядке.

Частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрены категории граждан, которым жилые помещения по договору социального найма в порядке улучшения жилищных условий предоставляются во внеочередном порядке.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 335 от 31 июля 1984 года (утратившим силу с 1 января 2005 года) были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, которыми был установлен единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, а именно, что для принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданином подается заявление, которое регистрируется, проверяется и рассматривается соответствующей комиссией, создаваемой при органе местного самоуправления и вносящей этому органу предложение о принятии гражданина на учет или отказе в этом (п.п. 11-14).

Из указанных выше нормативно-правовых актов следует, что была установлена возможность постановки граждан в льготную очередь на улучшение жилищных условий, в случае если представленные заинтересованным лицом сведениями документально будет подтверждено наличие права на льготы, установленные Законом.

Суд первой инстанции, анализируя имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе показания свидетеля <ФИО>., в соответствии с ч. 4 ст. 67 ГПК РФ пришел к правильному выводу, что они не подтверждают факт сдачи в 2004 году, регистрации заявления Калахановой М.У. и передачи документов на исполнение в администрацию Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского района КЧР и в администрацию Малокарачаевского муниципального района КЧР, то есть до 1 января 2005 года, а также не свидетельствуют о нуждаемости семьи Калахановой М.У. в улучшении жилищных условий, поскольку доказательств, которые бы бесспорно подтвердили доводы, на которые ссылалась Калаханова М.У., суду не представлено.

Между тем, в Акте обследования жилищно-бытовых условий от 12 января 2004 года отсутствуют выводы комиссии о нуждаемости или не нуждаемости семьи Калахановой М.У. в улучшении жилищных условий, а лишь может констатировать факт, что семья Калахановой М.У. является малоимущей, что также подтверждается Актом обследования материально-бытовых условий для прохождения медико-социальной экспертной комиссии, в котором отсутствует дата его составления.

Показания свидетеля <ФИО>1 не подтверждают факт постановки Калахановой М.У. в 2004 году в льготную очередь инвалидов 1-111 группы, инвалидов детства, для улучшения жилищных условий.

При таких фактических обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии бездействия (или незаконных действий) администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, основаны на неправильном толковании закона.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, выводы суда основаны на исследованных в суде доказательствах, не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 25 января 2012 по гражданскому делу по заявлению Калахановой М.У. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления- администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калахановой М.У.- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-538/12
Принявший орган: Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Дата принятия: 05 сентября 2012

Поиск в тексте