СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 декабря 2010 года Дело N 33-722/10

г. Черкесск 03 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Гришиной С.Г.,

судей Байрамуковой И.Х., Карасовой Н.Х.,

при секретаре Хуновой М.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 декабря 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Гочияев Б.Н. к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании действий Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики

по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики на решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 26 октября 2010 года, которым требования Гочияев Б.Н. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителей Министерства труда и социального развития КЧР Хачукова М.Ю., действующего на основании доверенности №... от  ...  и Бирюковой В.А., действующей на основании доверенности №... от  ... , поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Гочияева Б.Н. и его представителя Акбаевой Ф.Ю., действующей на основании ордера №... от  ... , просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гочияев Б.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития КЧР о признании незаконными действий последнего, связанных с отказом в выделении ему субсидии на приобретение жилья в собственность с учетом членов его семьи. В обоснование иска указал, что он в 1984 -1985 годах принимал участие в боевых действиях в Демократической республике Афганистан (ДРА). В 1988 году был внесен в список льготной очереди на улучшение жилищных условий. В настоящее время является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. В сентябре 2010 года обратился с заявлением к ответчику о выделении ему субсидии из расчета на него и членов его семьи, однако получил отказ с разъяснением, что в соответствии с действующим законодательством субсидия на приобретение жилья полагается только ему, на членов семьи субсидии не выделяются. Считая, что такие действия ответчика противоречат Федеральному закону «О ветеранах», просил суд признать действия Министерства труда и социального развития КЧР незаконными и обязать его выделить субсидию на приобретение жилья из расчета на него и членов его семьи.

В ходе судебного разбирательства Гочияев Б.Н. уточнил и дополнил исковые требования, в результате чего просил суд: признать незаконными действия Министерства труда и социального развития КЧР, связанные с отказом в выделении Гочияеву Б.Н. субсидии на приобретение жилья в собственность с учетом членов его семьи, и обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав Гочияева Б.Н. путем включения в соответствующий проект постановления Правительства КЧР о выделении Гочияеву Б.Н. субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии со ст.16 Федерального Закона «О ветеранах» с учетом членов его семьи.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, при этом представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Малокарачаевского районного суда КЧР от 26 октября 2010 года исковые требования Гочияева Б.Н. удовлетворены.

В кассационной жалобе Министерства труда и социального развития КЧР ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; сделал выводы, которые не соответствуют обстоятельствам дела, вынес решение в отношении ненадлежащего лица, посколькурешение о выдаче субсидии принимается не ответчиком, а Правительством КЧР.

В возражениях на кассационную жалобу Гочияев Б.Н. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению и приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта с вынесением нового решения по делу, поскольку суд неправильно применил материальный закон, а также допустил существенные нарушения процессуального закона.

Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, 11 августа 1988 года Гочияев Б.Н. обратился в Малокарачаевский райисполком с заявлением о постановке на льготную очередь на улучшение жилищных условий, в связи с прохождением службы в ДРА. Решением №... от  ...  Гочияев Б.Н. был постановлен на учет в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с составом семьи из двух человек - он и жена (л.д.7-8). 26 марта 2008 года Гочияев Б.Н. подал в Министерство труда и социального развития КЧР заявление о выделении субсидии на улучшение жилищных условий, однако впоследствии отказался от получения субсидии, т.к. его не устроили условия ее выдачи. В сентябре 2010 года Гочияев Б.Н. вновь обратился в Министерство труда и социального развития КЧР с заявлением о выделении субсидии на улучшение жилищных условий с учетом состава его семьи. Письмом №... от 20.09.2010г. Гочияев Б.Н. был уведомлен, что размер субсидии определяется исходя из объема средств федерального бюджета, выделенных на лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, т.е. на самого льготника, право на данную меру социальной поддержки на членов семьи не распространяется, так как это не предусмотрено Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.11-12).

Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, что Гочияев Б.Н. является ветераном боевых действий, был внесен в республиканский реестр некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которые имеют право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность.

Из вышеприведенных, установленных судом обстоятельств следует, что право Гочияева Б.Н. на льготное обеспечение жильем возникло в связи с прохождением им военной службы и участием в боевых действиях в Демократической республике Афганистан.

Так, подпунктом «ж» пункта 1 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" предусмотрено, что военнослужащим, уволенным с действительной военной службы, предоставляется право на первоочередное обеспечение жилой площадью.

Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Ветераны боевых действий, к коим относится Гочияев Б.Н., нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым в числе прочего были внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Кроме того, Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах"(в редакции вышеуказанного ФЗ от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ), ветеранам боевых действий, к которым относится Гочияев Б.Н., предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.


В соответствии со ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(в редакции ФЗ от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Как видно из содержания приведенных правовых норм, право на льготное обеспечение жильем как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, предоставлялось именно тем категориям граждан, которые прямо названы в законе - это, в частности, ветераны боевых действий и инвалиды, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Именно эти категории граждан являются лицами, имеющими право на данную меру социальной поддержки.

Согласно ст.23.2 Федерального закона "О ветеранах" и ст.28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем названных в данных законах категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Форма предоставления указанной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образуемого в федеральном бюджете в виде субвенций, при этом подпунктом 3 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем пятым статьи 28.2 установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем соответственно ветеранов и инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов в установленном порядке.

Таким образом, Российская Федерация в качестве таковых расходных обязательств по статьям 23.2 Федерального закона N5-ФЗ от 12 января 1995г. "О ветеранах" и 28.2 Федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установила определенный объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на конкретные цели, в частности, как уже указывалось выше:


- на обеспечение жильем ветеранов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации (статья 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. "О ветеранах");

- на обеспечение жильем инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации (статья 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Для реализации указанных прав ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов на территории Карачаево-Черкесской республики Правительством Карачаево-Черкесской республики вначале Постановлением от 28.07.2006г. №249, а впоследствии Постановлением от 24.02.2010г. №33 были утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года.

Согласно пунктам 1 и 4 Постановления Правительства КЧР от 24.02.2010г. №33 формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий и инвалидов является предоставление им субсидии на приобретение жилья в собственность. Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению таких мер социальной поддержки является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с пунктами 1,2 Порядка предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010г. №33(далее - Порядок), субсидия предоставляется Получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Формирование республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики по дате постановки на учет на основании решения органа местного самоуправления.

Аналогичные форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, предусматривались и раннее действовавшими нормативными актами Правительства КЧР по данному вопросу, в том числе Постановлением Правительства КЧР от 28.07.2006г. №249.

В соответствии с п.3 Порядка размер субсидии на приобретение жилья ветеранам боевых действий и инвалидам рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки и из расчета общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Из анализа содержания вышеуказанных норм следует, что они соответствуют положениям ст.ст.16, 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и ст.ст.17, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующим предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранам боевых действий и инвалидам.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, ссылаясь на нормы Порядка предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010г. №33, посчитал, что размер субсидии на приобретение жилья должен рассчитываться с учетом количества членов семьи ветерана или инвалида.

Однако, с таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он не соответствует содержанию вышеназванных правовых норм.

Удовлетворяя требования Гочияева Б.Н., суд первой инстанции вопреки содержанию данных норм изменил (увеличил) объем средств, предусмотренных для обеспечения жильем ветеранов, за счет включения в число учитываемых при определении размера субсидии членов семьи ветерана.

Такое правоприменение не может быть признано законным, поскольку является произвольной интерпретацией норм действующего законодательства, которая влечет существенное изменение(увеличение) объема средств, предусмотренных федеральным законом для обеспечения жильем указанных категорий граждан, за счет включения в число учитываемых при определении размера субсидий членов семьи ветеранов и инвалидов.

В связи с тем, что именно Гочияев Б.Н. является ветераном боевых действий, то именно он имеет в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления субсидии на приобретение жилья в собственность из расчета общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади по субъекту Российской Федерации.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что требования Гочияева Б.Н. по настоящему делу заявлены на основании специальной нормы - Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" (л.д. 1-3,29).


Из преамбулы Федерального закона "О ветеранах", на нормы которого ссылается и суд первой инстанции, следует, что этот Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В этой связи, как представляется, оснований для распространения общих норм Жилищного Кодекса Российской Федерации(на которые сослался суд первой инстанции) о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления ветеранам боевых действий субсидии на приобретение жилья в собственность, урегулированные специальным законом, не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая данное дело, нарушил нормы материального права вследствие их неправильного применения, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ является основанием к отмене постановленного по делу решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции допущены и другие нарушения, влекущие отмену вынесенного судебного акта в силу требований ч.1 ст.362 и ч.1 ст.364 ГПК РФ.

Так, удовлетворяя заявленные требования и обязывая Министерство труда и социального развития КЧР включить в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии со ст.16 Федерального Закона «О ветеранах» Гочияева Б.Н. с учетом членов его семьи, суд первой инстанции сослался как на установленные обстоятельства на то, что Гочияев Б.Н. проживает с членами своей семьи в жилом помещении, принадлежащем А., члены семьи заявителя, как и он сам нуждаются в улучшении жилищных условий, состояли на соответствующем учете в предусмотренный законом период.

При этом суд не указал ни количества членов семьи, ни конкретных лиц, являющихся членами семьи Гочияева Б.Н., и подлежащих, по мнению суда, включению в проект постановления, не установил должным образом, являются ли они нуждающимися в улучшении жилищных условий, и состояли ли в связи с этим на учете до 1 января 2005 года.

В материалах дела не имеется надлежащих и достаточных доказательств, подтверждающих состав семьи Гочияева Б.Н., родственные и супружеские отношения с лицами, учесть и включить которых в соответствующий проект постановления Правительства КЧР суд обязал Министерство труда и социального развития КЧР. Нет в материалах дела и надлежащих доказательств, подтверждающих, что члены семьи Гочияева Б.Н. являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, и состояли в связи с этим на учете до 1 января 2005 года.

Имеющийся в деле акт комиссии Терезинского сельского поселения (л.д.5-6) таковым доказательством не является в силу требований ст.60 ГПК РФ.

Таким образом, суд основал свои выводы на недоказанных обстоятельствах.

Кроме того, в кассационной жалобе указывается на то, что решение суда вынесено в отношении ненадлежащего лица, суд обязал Министерство труда и социального развития КЧР совершить действия, не относящиеся к его полномочиям, так как решение о выдаче субсидии принимается не Министерством труда и социального развития КЧР, а Правительством КЧР на основании материалов, представленных специальной республиканской комиссией.

Как видно из обжалуемого решения, суд первой инстанции, разрешая дело, признал незаконными действия Министерства труда и социального развития КЧР, связанные с отказом в выделении Гочияеву Б.Н. субсидии на приобретение жилья в собственность с учетом членов его семьи и обязал Министерство труда и социального развития КЧР включить в соответствующий проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии со ст.16 Федерального Закона «О ветеранах» Гочияева Б.Н. с учетом членов его семьи.