СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Дело N б/н

...   ...

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего - ФИО8 судей - Эфендиева М.А. и Канунникова М.А. при секретаре - ФИО3 с участием прокурора ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора  ...  КБР в интересах ФИО1 к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди в  ...  КБР, по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда от  ... ,

Установила:

...  КБР обратился в суд с иском в интересах ФИО1  ...  года рождения, являющегося лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение, не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований прокурор указал, что ФИО5 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ему не предоставлено. В силу п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от  ...  № 159-ФЗ. согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В нарушение указанных норм ФИО1, состоящий в льготной очереди на получение жилья, как лицо из категории детей-сирот, жильем не обеспечен. Считает жилищные права ФИО1 грубо нарушенными, просит обязать Правительство КБР предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм на территории Прохладненского муниципального района КБР. В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, а также дал пояснения, в основном аналогичные содержанию искового заявления. Истец ФИО1 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении за необоснованностью и ввиду того, что Правительство КБР ненадлежащий ответчик по делу. Представитель Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР - ФИО6. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора  ...  в интересах ФИО1 Представитель Министерства экономического развития и торговли КБР -ФИО7. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора  ...  в интересах ФИО1 Решением Нальчикского городского суда КБР от  ...  постановлено обязать Правительство КБР предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм. На решение суда Правительством КБР подана кассационная жалоба, в которой Правительство КБР просит решение суда как незаконное и необоснованное отменить и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР и не обладает статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какое-либо имущество. Считают, что при таких обстоятельствах решением Нальчикского городского суда нарушен один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений. В соответствии с постановлением Правительства КБР от  ...  №-ПП «О Правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями является Министерство образования и науки КБР. Указано также на то, что в соответствии с пунктом 4.20. Положения о Министерстве образования и науки КБР Министерство образования и науки КБР осуществляет полномочия по реализации государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Правительство КБР не может выступать ответчиком по делу. Считают, что в нарушение действующего гражданско-процессуального законодательства судом при рассмотрении дела не выяснены все обстоятельства, имеющие принципиальное значение для законного и обоснованного разрешения дела. Извещённые о месте и времени рассмотрения дела, представители Правительства КБР, Министерства экономического развития и торговли КБР, Министерства науки и образования КБР, Местной Администрации Прохладненского муниципального района, Республиканской комиссии по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили. В соответствии со ст. 354 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Эфендиева М.А., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора ФИО4, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в кассационном порядке являются неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие изложенных в решении суда выводов обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено. Разрешая дело, суд первой инстанции правильно исходил из того, что правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации от  ...  № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от  ...  № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. Статьей 5 Федерального закона РФ от  ...  № 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в области охраны прав и интересов детей. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении над ними опеки (попечительства), а также по окончании прохождения ими службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 8 Федерального закона РФ от  ...  № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от  ...  № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Основанием для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ, является принятие законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации их полномочий. Из изложенного следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Для реализации этих полномочий необходимо обязательное принятие на уровне субъекта Российской Федерации закона, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Постановлением Правительства КБР от  ...  «О правилах распределения субсидий из федерального бюджета, поступивших в целях софинансирования расходов республиканского бюджета КБР на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» Министерство образования и науки КБР назначено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ и положениям вышеназванных нормативных актов, для реализации полномочий субъекта Российской Федерации по внеочередному обеспечению жильем указанной категории граждан необходимо принятие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного акта, определяющего механизм реализации на территории данного субъекта Российской Федерации указанных дополнительных гарантий, в том числе полномочия органов исполнительной власти по реализации данных гарантий, основания предоставления жилья. Указанное постановление Правительства КБР определило Министерство образования и науки КБР в качестве уполномоченного исполнительного органа по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исходя из полномочий, которым наделено Министерство образования и науки КБР, оно не может быть признано, как того требуют названные нормативные акты, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. В связи с этим судом первой инстанции обязанность по обеспечению жильем ФИО1 правильно возложена на Правительство КБР как на высший исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. В соответствии ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилье должно быть предоставлено ФИО1 по договору социального найма. Судом полно проверено наличие у ФИО1 права на внеочередное предоставление жилого помещения. Выводы суда о том, что ФИО1 имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением по установленным нормам, что на него распространяется действие Федерального закона РФ от  ...  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что он имеет право на внеочередное предоставление ему жилья соответствуют исследованным судом доказательствам и закону. Доказательства, позволившие сделать эти выводы, подробно описаны в решении суда. Выводы суда о наличии у ФИО1 права на внеочередное обеспечение жильём в кассационной жалобе не оспариваются. Учитывая изложенное и считая установленным, что в деле отсутствуют обстоятельства, которые в соответствии со ст. 362 ГПК РФ могут служить основаниями для отмены либо изменения решения суда в кассационном порядке, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Нальчикского городского суда КБР от  ...  оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий: ФИО8.

ФИО12

ФИО12

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка