• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 05 декабря 2012 года Дело N 33-714/2012
 

05 декабря 2012 года г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи - Матакаевой С.К.

судей - Дубовцевой А.Н., Коркмазовой Л.А.

при секретаре судебного заседания - Подпружниковой Ж.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 декабря 2012 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики в интересах Туркменовой М.Б. к Министерству образования и науки КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда от 01 октября 2012 года, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Коркмазовой Л.А., выслушав объяснения представителя ответчика- Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской республики Боташевой М.И. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Псху А.Р. просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры КЧР обратился в суд с иском в интересах Туркменовой М.Б. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указано, что Туркменова М.Б. приказом Министра образования и науки КЧР поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Туркменовой М.Б. жилое помещение не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. По данным картотеки Адыге-Хабльского и Ногайского филиалов КЧРГУП «Техинвентаризация» жилое помещение за Туркменовой М.Б. не зарегистрировано. Туркменова М.Б. окончила среднюю общеобразовательную школу и учится на 2 курсе Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технической академии (г. Черкесск). Основанием для обращения прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры в суд в интересах Туркменовой М.Б. является заявление последней в прокуратуру района в защиту своих прав на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения. Прокурор просил суд обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Туркменовой М.Б. на территории Ногайского муниципального района за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных нормами муниципального образования; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Туркменовой М.Б. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Туркменовой М.Б. договор социального найма без ограничения сроком и передать его Туркменовой М.Б. в постоянное пользование.

В возражениях Министерства образования и науки КЧР на исковое заявление прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры указано, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку удовлетворением этих требований, нарушаются права других детей-сирот, которые состоят в списке, сформированном по дате рождения. Согласно ст.10 ГК РФ определены пределы осуществления гражданских прав и не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В судебном заседании старший помощник прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры КЧР Гужева Р.Х. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.

Туркменова М.Б. обратилась в суд с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления, просила в удовлетворении иска отказать.

От представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Бёден Р.П. поступило заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Черкесского городского суда от 01 октября 2012 года исковые требования прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры КЧР удовлетворены.

Суд обязал Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Туркменовой М.Б. в Ногайском муниципальном районе КЧР за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью в пределах, установленных нормами муниципального образования. Суд обязал Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретенное для Туркменовой М.Б. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Туркменовой М.Б. договор социального найма без ограничения сроком и передать Туркменовой М.Б. жилое помещение в постоянное пользование.

В апелляционной жалобе Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для правильного и справедливого разрешения дела. При удовлетворении заявленных требований нарушаются права других детей-сирот, которые также как и Туркменова М.Б. состоят в списке, сформированном по дате рождения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Псху А.Р. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.

Истец Туркменова М.Б. и представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, надлежаще извещенные о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие суд не просили.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц (ст.167 ГПК РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства, с учетом закона, который подлежит применению, пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Судом первой инстанции установлено, и не оспаривалось сторонами, что Туркменова М.Б., 12 ноября 1993 года рождения, уроженка ... КЧР, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В малолетнем возрасте Туркменова М.Б. осталась без попечения родителей, что подтверждается свидетельствами о смерти ее матери - <Т.А.Х.> (л.д. 37) и отца - <Т.Б.Ш.> (л.д. 38).

По этой причине Постановлением главы Администрации Адыге-Хабльского района №... от 03.04.1998 г. опекуном над несовершеннолетней Туркменовой М.Б. была назначена ее тетя - <Д.>

Какого-либо жилья за Туркменовой М.Б. не закреплялось и такового до настоящего времени не имеется, в связи с чем она продолжает проживать со своим опекуном по адресу: а. Икон-Халк, ... .

Данные обстоятельства подтверждаются справками КЧР РГУП «Техинвентаризация», справками нотариусов Ногайского и Адыге-Хабльского муниципальных районов, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР и другими исследованными судом документами.

Из материалов дела также следует, что Туркменова М.Б. признана в установленном законом порядке малоимущей, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в органе местного самоуправления по месту жительства.

Приказом Министерства образования и науки КЧР № 179 от 21.04.2010 г. «О постановке на учет для обеспечения жилым помещением» Туркменова М.Б. была поставлена на учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Постановлением Правительства КЧР от 21 марта 2008 года № 104 «О порядке принятия на учет и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике».

Постановлением администрации Икон-Халкского сельского поселения № 53 от 04.10.2011г. о постановке на очередь граждан по улучшению жилищных условий и получению жилья Туркменова М.Б. включена в список детей-сирот для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна попечителя, приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16 декабря 2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР № 83-Р3).

Согласно ст. 1 Закона КЧР № 83-Р3 на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР № 83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Туркменова М.Б. в малолетнем возрасте осталась без родительского попечения, местом ее жительства является место жительства лица, у которого Туркменова М.Б., как ребенок, оставшейся без попечения родителей, находится на воспитании под опекой на основании постановления органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Туркменова М.Б. до настоящего времени зарегистрирована и проживает со своим опекуном по ... , а. Икон-Халк, признана в установленном порядке малоимущей, не имеет жилья и нуждается в жилом помещении, в связи с чем была поставлена и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность истца жилой площадью, ответчиками суду представлено не было.

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Туркменова М.Б. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обжалуя вынесенное судом решение, ответчик не оспаривает нуждаемость Туркменовой М.Б. в обеспечении жилым помещением и ее право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также то, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ответчик ссылается лишь на то, что удовлетворением требований Туркменовой М.Б. о предоставлении жилья вне очереди, нарушаются права других лиц, которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Туркменова М.Б., имеют право вне очереди получить жилье.

Однако данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки жалобы на ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Туркменовой М.Б., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Туркменову М.Б. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР № 83-РЗ от 16 декабря 2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав ее нуждающейся в обеспечении жилым помещением. При этом ответчик право Туркменовой М.Б. на получение жилья на территории Ногайского муниципального района КЧР в соответствии с указанными правовыми актами в судебном заседании не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления.

Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст. 330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Адыге-Хабльского районного суда от 01 октября 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Адыге-Хабльской межрайонной прокуратуры в интересах лица из числа детей-сирот Туркменовой М.Б. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-714/2012
Принявший орган: Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Дата принятия: 05 декабря 2012

Поиск в тексте