СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 декабря 2012 года Дело N 33-715/2012

г.Черкесск 05 декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Боташевой М.М., Болатчиевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Голиковой Ж.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора КЧР в интересах Канглиевой М.Ю. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда КЧР от 01 октября 2012 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения представителя Министерства образования и науки КЧР Боташевой М.И., действующей на основании доверенности №... от  ... , прокурора Псху А.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор КЧР обратился в суд в защиту прав и законных интересов Канглиевой М.Ю. с исковым заявлением к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о приобретении и предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Канглиева М.Ю.,  ...  года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в силу норм Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятого в соответствии с ним Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». Канглиева М.Ю. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, т.к. ее родители были лишены родительских прав. Постановлением главы администрации  ...  КЧР от  ...  №... над несовершеннолетней Канглиевой М.Ю. была учреждена опека, опекуном назначен А.

Приказом Министерства образования и науки КЧР от  ...  №... Канглиева М.Ю. поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, денежные средства на данные цели ей также не выделялись. Какого-либо жилья за Канглиевой М.Ю. не зарегистрировано. В связи с этим прокурор просил суд: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Канглиевой М.Ю. за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в Ногайском муниципальном районе КЧР; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Канглиевой М.Ю. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Канглиевой М.Ю. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей в постоянное пользование.

В судебном заседании помощник прокурора Гужева Р.Х. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Истец Канглиева М.Ю., представить ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явились, дело рассматривалось в их отсутствие.

Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР и в судебном заседании иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 01 октября 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Судом постановлено: обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Канглиеовой М.Ю. в Ногайском муниципальном районе КЧР за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики, благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Канглиевой М.Ю. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Канглиевой М.Ю. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей в постоянное пользование.

В апелляционной жалобе ответчика - Министерства образования и науки КЧР ставится вопрос об отмене указанного решения суда ввиду того, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, представитель ответчика, ссылаясь на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает, что удовлетворение исковых требований Канглиевой М.Ю. о предоставлении жилья вне очереди нарушает права других лиц, таких же, как Канглиева М.Ю., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Канглиева М.Ю., имеют право на получение жилья вне очереди.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования и науки КЧР Боташева М.И. поддержала апелляционную жалобу, просила решение суда отменить по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Прокурор Псху А.Р. полагала решение суда законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Истец Канглиева М.Ю. и представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Дело в соответствии с требованиями ст.167, ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации(далее - ГПК РФ) рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиками, что Канглиева М.Ю.,  ...  года рождения, уроженка  ... , относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Родители Канглиевой М.Ю. лишены родительских прав в отношении дочери Канглиевой М.Ю.: отец Ю. - решением Адыге-Хабльского районного суда от  ...  (л.д. 20-21); мать Е. - решением Приморско-Ахтарского районного суда от  ...  (л.д.22-23).


Из материалов дела и доказательств, представленных суду апелляционной инстанции, усматривается, что Канглиева М.Ю. в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. По этой причине Постановлением главы администрации  ...  КЧР от  ...  №... опекуном несовершеннолетней племянницы Канглиевой М.Ю. был назначен ее дядя -А. (л.д. 35). Какого-либо жилья за Канглиевой М.Ю. не закреплялось и такового до настоящего времени у неё не имеется, в связи с чем она проживает в квартире своей тети Ф. по адресу:  ... .

Данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от  ...  (л.д.8-10), справкой РГУП «Техинвентаризация» Ногайского филиал за №... от  ... (л.д.12), справками РГУП «Техинвентаризация» Адыге-Хабльский филиал за №... от  ... (л.д.24) и №... от  ... , справкой №... от  ... , выданной главой администрации Эркен-Шахарского сельского поселения КЧР (л.д.15) и другими исследованными судом документами.

Из материалов дела также следует, что Канглиева М.Ю. признана в установленном законом порядке малоимущей и нуждающейся в жилом помещении(л.д.14,36). Данные обстоятельства подтверждаются и Постановлением Эркен-Шахарского сельского поселения КЧР от  ...  за №....

Приказом Министра образования и науки КЧР №... от  ...  Канглиева М.Ю. была принята на учет для обеспечения жилым помещением во исполнение Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в настоящее время она значится в базе данных и в списках указанной категории лиц на обеспечение жилым помещением (л.д. 82).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

Так, в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской Республике принят Закон КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).

Согласно ст.1 Закона КЧР №83-РЗ на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений; путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.

В силу ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось в судебном заседании ответчиками, что Канглиева М.Ю. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, местом её устройства на воспитание под опеку на основании постановления главы администрации  ...  КЧР является  ... , а равно Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лица, у которого Канглиева М.Ю., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, находилась на воспитании под опекой на основании постановления органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Канглиева М.Ю. зарегистрирована и проживает в  ...  в квартире Ф., не являясь членом семьи последней и без прав на данное жилье, признана в установленном порядке малоимущей и нуждается в жилом помещении, в связи с чем была поставлена и состоит на учете для обеспечения жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Каких-либо доказательств, подтверждающих обеспеченность истицы жилой площадью, ответчиками суду представлено не было.

Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что истица Канглиева М.Ю. имеет право на обеспечение уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Обжалуя вынесенное судом решение, ответчик(также как и в суде первой инстанции) не оспаривает нуждаемость Канглиевой М.Ю. в обеспечении жилым помещением и её право на получение жилья в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Ответчик ссылается лишь на то, что удовлетворением требований Канглиевой М.Ю. о предоставлении жилья вне очереди нарушаются права других лиц, таких же, как Канглиева М.Ю., которые состоят в списке лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, сформированном по дате рождения, и которые, также как Канглиева М.Ю., имеют право вне очереди получить жилье.

Однако данные доводы не могут служить основанием к отмене судебного решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе, как уже указывалось выше, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жильем по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, включая учреждения социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди.

Указанные нормы закона не ставят право граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников и способа формирования этого списка. Нет в них и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Поэтому право граждан на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, даты рождения этих лиц и времени принятия их на учет.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, ссылки жалобы на ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации являются необоснованными, поскольку отсутствуют предусмотренные указанной нормой основания для признания действий Канглиевой М.Ю., а равно - действий прокурора, связанных с обращением за защитой нарушенного права на предоставление жилья вне очереди, злоупотреблением правом.

Как уже отмечалось ранее, ответчик принял Канглиеву М.Ю. на учет как относящуюся к категории лиц, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом КЧР №83-РЗ от 16.12.2008 г. «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», признав её нуждающейся в обеспечении жилым помещением; право Канглиевой М.Ю. на получение жилья на территории Ногайского муниципального района КЧР в соответствии с указанными правовыми актами, а также того, что она принята на учет для обеспечения жилым помещением на основании указанных правовых норм и внесена в соответствующий список лиц, которым предоставляются жилые помещения, равно как и сам факт нуждаемости в жилом помещении, в судебном заседании не оспаривал.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены принятого по делу судебного постановления. Поскольку обстоятельств, которые могли бы в соответствии со ст.330 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам апелляционной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 01 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка