• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 19 мая 2010 года Дело N 33-530/2010
 

19 мая 2010 года г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.,

судей - Жернового Е.И., Созаевой С.А.

при секретаре - Тоховой А.Д.

с участием - Шхагошевой А.Х., Богатыревой Э.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску Шхагошевой Альбины Хаутиевны к государственному учреждению отделению Пенсионного фонда РФ по КБР о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал

по кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ- отделения Пенсионного фонда РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда от 7 апреля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., объяснения Богатыревой Э.А., представителя государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по КБР (далее ГУ- ОПФ РФ по КБР) по доверенности № 07-13\12777 от 31.12.2009 поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Шхагошевой А.Х. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Шхагошева А.Х. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФ РФ по КБР о признании отказа в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным и возложении на ответчика обязанности выдать его в связи с рождением второго ребенка.

Шхагошева А.Х. ссылалась на то, что она состоит в браке с А... От совместного брака у них имеется дочь - Ш..., г.р. г. у нее родился второй ребенок - А..., который умер г. На ее обращение в отдел ЗАГС г. Нальчика о выдаче свидетельства о рождении ребенка, получила отказ на том основании, что выдача свидетельства о рождении не возможна, поскольку в соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997г. в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, выдается только свидетельство о смерти. Считает, что с рождением второго ребенка у нее возникло право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В 2009 году Шхагошева А.Х. обратилась в УПФР ГУ-ОПФ РФ по КБР в Лескенском районе с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, но ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал со ссылкой на отсутствие у нее права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с п.п. 1 п.6 ст.5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256- ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Решением Нальчикского городского суда от 7 апреля 2010 года постановлено :

Исковые требования Шхагошевой Альбины Хаутиевны удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения- Отделения Пенсионного фонда РФ по КБР в выдаче Шхагошевой Альбине Хаутиевне государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Обязать Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по КБР выдать Шхагошевой Альбине Хаутиевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В кассационной жалобе заместитель Управления ГУ- отделения Пенсионного фонда РФ по КБР Т... просит отменить решение Нальчикского городского суда от года.

В жалобе указывается следующее.

На вопрос «Имеет ли право на получение дополнительной государственной поддержки женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007 г, если первый или второй ребенок умерли на первой неделе жизни или родились мертвыми?» Верховным Судом Российской Федерации выработана правовая позиция и даны следующие разъяснения (обзор судебной практики ВС РФ за 1 кв.2010 г.):

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 20 декабря 2006 года №256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона №265-ФЗ, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в РФ. К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007г. (подп.1 п.1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Из содержания приведенных выше положений Федерального закона №256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 01.01. 2007г.

На основании изложенного женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007г., в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает обжалуемое решение незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии подпунктом 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ ( в редакции Фед. законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 288-ФЗ) (далее Закон) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении ( усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших(усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года.

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 20 декабря 2006 года №256-ФЗ « О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом и, согласно преамбуле, его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в РФ. К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007г. (подп.1 п.1 ст. 3 Федерального закона №256-ФЗ).

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п. 7 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ).

Для определения наличия права на дополнительные меры государственной поддержки семей. имеющих детей, представляются документы, установленные «Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. №873.

Согласно пункту 5 Правил заявитель представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

Согласно статьи 47 ГК РФ, статей 3, 6 и главы второй Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании эпик записей.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11. 1997 г. № 143-ФЗ «Об актахгражданского состояния» определен порядок государственной регистрации рождения исмерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. 1

В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Из содержания и смысла приведенных выше норм закона следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 01.01.2007г., т.е. женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007г., в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

При этих обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что истица Шхагошева А.Х., родив г. второго ребенка, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при этом, отсутствие свидетельства о рождении второго ребенка и факт его смерти на первой неделе жизни, не препятствует в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона, что правовым и значимым следует считать факт рождения второго ребенка, необоснованны и являются следствием неправильного толкования указанной нормы закона, приведшим к вынесению незаконного решения об удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, состоявшееся по делу решение судебная коллегия признает незаконным и подлежащим отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судом первой инстанции допущены ошибки в толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нальчикского городского суда от 7 апреля 2010 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шхагошевой Альбины Хаутиевны о признании отказа - Государственного учреждения -отделения Пенсионного фонда РФ по КБР о выдаче Шхагошевой Альбине Хаутиевне государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности на государственное учреждение -отделение Пенсионного фонда РФ по КБР выдать Шхагошевой Альбине Хаутиевне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Председательствующий: Пазова Н.М.

Судьи: Жерновой Е.И.

Созаева С.А.

Копия верна:

Судья Верховного Суда КБР Пазова Н.М.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-530/2010
Принявший орган: Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Дата принятия: 19 мая 2010

Поиск в тексте