• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 26 мая 2010 года Дело N 33-569/2010
 

26 мая 2010 г. г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Макоева А.А.,

судей - Жернового Е.И., Пазовой Н.М.,

при секретаре - Тоховой А.Д.

с участием - прокурора Башиева Р.А., Канлоевой Ф. Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пазовой Н.М. дело по иску прокурора г. Нальчика в интересах Канлоевой Фариды Хусеновны о возложении на отделение Пенсионного фонда РФ по КБР обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Канлоевой Ф.Х.

по кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ- отделения Пенсионного фонда РФ по КБР на решение Нальчикского городского суда от 28 апреля 2010 года.

Заслушав доклад судьи Пазовой Н.М., объяснения прокурора Башиева Р.А., истицы Канлоевой Ф.Х., просивших решение Нальчикского городского суда оставить в силе, в отсутствие представителя государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда РФ по КБР, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор г. Нальчика в интересах Канлоевой Фариды Хусеновны обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда РФ по Кабардино-Балкарской Республике о возложении на ответчика обязанности выдать Канлоевой Ф.Х. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей.

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детства в соответствии со статьей 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В январе 2010 года в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике отказало Канлоевой Ф.Х. в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал на основании того, что свидетельство о рождении первого ребенка ею в ГУ-ОПФ РФ по КБР не представлено.

Канлоевой Ф.Х. в ГУ-ОПФ РФ по КБР была представлена справка формы № 26 от г. о рождении ребенка - М... - дата рождения г.

Свидетельство о рождении не выдавалось в связи с тем, что ребенок заявительницы умер на первой неделе жизни.

В соответствии с со ст. 47 Гражданского кодекса РФ, рождение является актом гражданского состояния, подлежащим государственной регистрации.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11. 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определен порядок государственной регистрации рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закона), право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, в том числе, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007г., независимо от места их жительства.

Законом определено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, не учитываются дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиги, у которого возникло право на дополнительные меры государственное поддержки.

Данный перечень оснований, по которым при возникновении права на дополнительные мери государственной поддержки, не учитываются рожденные либо усыновленные женщиной дети, является ограничительным и расширительному толкованию не подлежит.

При предоставлении Канлоевой Ф.Х. заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике все требования закона были соблюдены, необходимые документы предъявлены.

Отказывая Канлоевой Ф.Х. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике не сослалось ни на одно из предусмотренных ч. 6 ст. 5 Закона, являвшихся основанием для отказа в выдаче сертификата, то есть отказ в предоставлении Канлоевой Ф.Х. сертификата на материнский (семейный) капитал незаконен, ущемляет социальные права Канлоевой Ф.Х.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление е защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании представитель прокуратуры г. Нальчика - Тохова Е.А., поддержал исковые требования и пояснил суду, что в материалах дела имеются все документы, необходимые для удовлетворения, заявленного требования, что в тексте Федерального закона нигде не указано, что женщина должна воспитывать двух и более детей, требуется только факт рождения женщиной двоих детей, один из которых должен быть рожденным после 1 января 2007 г.

Представитель - ГУ - ОПФ РФ по КБР - Пшукова Г.Х исковые требования не признала, просила отказать в них, ссылаясь на требования подпункта 8 пункта 2 статьи 4 Закона.

Канлоева Ф.Х. просила удовлетворить заявленный иск, ссылаясь на то, что она имеет право на получение государственного сертификата на материнский капитал.

Решением Нальчикского городского суда от 28 апреля 2010 года постановлено:

Исковое заявление прокурора г.Нальчика в защиту интересов Канлоевой Фариды Хусеновны удовлетворить.

Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике выдать Канлоевой Фариде Хусеновне государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В кассационной жалобе заместителя управляющего ГУ -отделение Пенсионного Фонда РФ по КБР Болотокова В.Х. ставится вопрос об отмене решения Нальчикского городского суда от 28 апреля 2010 года и вынесении нового решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В жалобе указывается следующее.

Для определения права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, представляются документы, установленные «Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. № 873.

Согласно пункту 5 Правил заявитель представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

Разъяснения документа, подтверждающего рождение ребенка (детей), производится в подпункте 8 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пункте 14 Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением от 30.12.2006г. №873.

Согласно указанным нормам, в качестве такого документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки выступает свидетельство о рождении, какие-либо другие документы о рождении в указанных нормативных документах не упоминаются.

По данному вопросу также следует руководствоваться статьей 47 ГК РФ, статьями 3, 6 и главой второй Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», на основании которых документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона № 256-ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь.

Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие второго ребенка начиная с 1 января 2007 года (п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п. 7 ст. 3 Федерального закона № 256-ФЗ).

Из содержания приведенных выше положений Федерального закона № 256-ФЗ в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеются (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007 года.

Таким образом, женщина, родившая второго ребенка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 362 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела суд допустил такие нарушения.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ ОПФР по КБР Канлоевой Ф.Х. в выдаче сертификата на материнский капитал незаконен, потому что Канлоева Ф.Х. имеет право на дополнительные меры государственной поддержки - выдачу сертификата на материнский (семейный) капитал, в силу только факта рождения второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.

С такими выводами суда судебная коллегия не может согласиться.

В соответствии подпунктом 1 п.1 ст.3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 года № 256-ФЗ ( в редакции Фед. законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 288-ФЗ) (далее Закон № 256) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Согласно п.1 ст.2 Закона №256 дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.

При этом согласно преамбуле Федерального закона №265-ФЗ его целью является создание условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь. Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации.

Для определения наличия права на дополнительные меры государственной поддержки семей. имеющих детей, представляются документы, установленные «Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (далее Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. №873.

Согласно пункту 5 Правил заявитель представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей.

Согласно статьи 47 ГК РФ, статей 3, 6 и главы второй Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения, является свидетельство о рождении.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании эпик записей.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 15.11. 1997 г. № 143-ФЗ «Об актахгражданского состояния» определен порядок государственной регистрации рождения исмерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. 1

В случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Право на дополнительную государственную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее, чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п. 7 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ).

Из содержания и смысла приведенных выше норм закона следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 01.01.2007г., т.е. женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007г., в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.

При этих обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что истица Канлоева Ф.Х., родив г. второго ребенка, тогда как первый ребенок, рожденный ею г. умер г., в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при этом, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка и факт его смерти на первой неделе жизни, не препятствует в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона, что правовым и значимым следует считать только факт рождения второго ребенка, необоснованны и являются следствием неправильного толкования указанной нормы закона, приведшим к вынесению незаконного решения об удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, состоявшееся по делу решение судебная коллегия признает незаконным и подлежащим отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменяя решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судом первой инстанции допущены ошибки в толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Нальчикского городского суда от 28 апреля 2010 отменить.

Вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора г. Нальчика о возложении на государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда РФ по КБР выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Канлоевой Фариде Хусеновне.

Председательствующий: Макоев А.А.

Судьи: Жерновой Е.И.

Пазова Н.М.

Копия верна:

Судья Верховного Суда КБР Пазова Н.М.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-569/2010
Принявший орган: Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики
Дата принятия: 26 мая 2010

Поиск в тексте