• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 07 февраля 2012 года Дело N 33-25/2012
 

г. Нарьян-Мар 07 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Слоновой Н.Б.,

судей - Неустроева А.В. и Гомола С.Н.,

при секретаре Мусинской И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нарьян-Маре 07 февраля 2012 года гражданское дело по кассационной жалобе Аглетдинова И.И. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2011 года, которым

в удовлетворении требований Аглетдинова Ильдара Ильфировича к администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения отказано.

Заслушав доклад судьи Слоновой Н.Б., объяснения Аглетдинова И.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Аглетдинов И.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о предоставлении отдельного жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований указал, что с 03 февраля 2010 года проходит службу в должности участкового уполномоченного полиции УМВД по Ненецкому автономному округу, не имеет никакого жилья и проживает на съемных квартирах. Он имеет право на получение жилья по договору социального найма в течение 6 месяцев с момента вступления в должность, которое должно быть ему предоставлено в первоочередном порядке органом местного самоуправления. Однако в реализации этого права администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ему необоснованно отказала.

В судебном заседании Аглетдинов И.И. иск поддержал по тем же основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Никонова В.Е. иск не признала.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе истец Аглетдинов И.И. просит об отмене судебного решения и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Считает обжалуемое решение незаконным по причине неправильного применения норм материального права. По его мнению, к спорным правоотношениям подлежит применению Закон РФ «О милиции», поскольку право на получение жилья у него возникло с 03 февраля 2010 года, и с заявлением о предоставлении жилья он обратился к ответчику до вступления в силу Закона «О полиции». В силу занимаемой им должности участкового уполномоченного милиции общественной безопасности орган местного самоуправления должен предоставить ему жилье, поскольку обслуживаемый им административный участок находится на территории г. Нарьян-Мара.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Никонова В.Е. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Аглетдинова И.И. - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Аглетдинов И.И. был назначен на должность участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции УВД по НАО с 03 февраля 2010 года и продолжает службу до настоящего времени в той же должности. Сначала истец обслуживал административный участок №121, а с 31 января 2011 года - №123. Оба участка находятся на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Аглетдиной И.И. не имеет жилья и проживает с семьей в квартире своего знакомого.

Отсутствие жилья у истца подтверждено письменными документами и ответчиком не оспаривается.

С заявлением о постановке на учет и предоставлении жилья к главе администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Аглетдинов И.И. обратился 25 февраля 2011 года. Ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, из-за отсутствия документов о ребенке, а также в связи с вступлением в силу с 1 марта 2011 года Федерального закона «О полиции», предусматривающего иной порядок предоставления жилья сотрудникам полиции.

Суд, отказывая Аглетдинову И.И. в удовлетворении исковых требований, указал, что истец не реализовал свое право на получение жилья в период действия Закона Российской Федерации «О милиции», поскольку:

- в установленном законом порядке не был признан нуждающимся в жилье и не поставлен на учет;

- в должности участкового милиции работал менее месяца.

Кроме этого, действующее законодательство с 01 марта 2011 года предусматривает иной порядок обеспечения сотрудников полиции жильем.

Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признается в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В развитие названного конституционного положения законодатель предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции").

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Кодекса, могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения данных органов государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из смысла указанных норм в их взаимосвязи, следует, что нуждающимся в предоставлении жилых помещений участковым милиционерам могут предоставляться жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органа местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение жильем указанной категории граждан.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08 июля 2004 г. № 303-О и от 15 февраля 2005 г. № 58-О, обязанность органов местного самоуправления предоставлять участковым уполномоченным милиции жилую площадь не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в должность не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления.

Положения статьи 30 Закона "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

При этом возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132,133 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют и общегосударственное, и местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которым фактически переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма участковым уполномоченным милиции.

Из анализа указанных правовых норм следует, что право на получение жилья по договору социального найма у Аглетдинова И.И. возникло с 03 февраля 2010 года с момента назначения его на должность участкового уполномоченного милиции, а обязанность предоставить ему жилье возложена на органы местного самоуправления.

Действительно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит заявочный характер.

Однако, делая вывод о том, что истец Аглетдинов И.И. не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд первой инстанции не учел, что ответчик незаконно отказал истцу в постановке его на такой учет и отказ обжалован в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела видно, что документы, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилье, истцом были предоставлены и ответчиком данный факт не оспаривается.

Отсутствие копии свидетельства о рождении сына не является бесспорным основанием для отказа в постановке истца на учет, поскольку это не предусмотрено Законом Ненецкого автономного округа от 05 июля 2005 года № 595-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма».

Из представленных материалов видно, что истец Аглетдинов И.И. с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении обратился в период действия Закона Российской Федерации «О милиции».

Таким образом, поскольку именно на администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» лежала обязанность обеспечить участкового уполномоченного милиции Аглетдинова И.И. жилым помещением, то и оснований для отказа в иске не было.

Применяя к спорным правоотношениям Федеральный закон «О полиции», суд не учел, что правоотношения по принятию истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлению ему жилья по договору социального найма возникли в период действия Закона РФ «О милиции». А вступление в действие с 01 марта 2011 года Федерального закона «О полиции» не освобождает орган местного самоуправления от выполнения обязательства по предоставлению жилья участковому инспектору полиции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения норм материального права.

В связи с тем, что фактические обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия полагает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Аглетдинова И.И.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2011 года отменить и принять новое решение.

Иск Аглетдинова Ильдара Ильфировича к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять Аглетдинова Ильдара Ильфировича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставить Аглетдинову Ильдару Ильфировичу, с учетом состава семьи, по договору социального найма благоустроенное, применительно к условиям МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, жилой площадью соответствующей установленным социальным нормам в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в пределах МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Председательствующий - Н.Б. Слонова

Судьи: А.В. Неустроев

С.Н. Гомола




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-25/2012
Дата принятия: 07 февраля 2012

Поиск в тексте