СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2012 года Дело N 33-578/2012

19 декабря 2012 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Дроздовой В.Ф.,

судей: Сивоконь А.В., Золотаревой Ю.Г.,

при секретаре Главинской А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» на решение Смидовичского районного суда ЕАО от 10.10.2012, которым постановлено:

Исковое заявление прокурора Смидовичского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик» о признании незаконным бездействия и возложении обязательств, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, образовавшейся на прилегающей территории (подъездного пути) к санкционированной площадке временного накопления и хранения отходов на протяжении 600 м от ориентира по направлению на юго-запад, ориентир 2148 км федеральной дороги «Амур», место нахождения ориентира: ЕАО Смидовичский район.

Возложить на администрацию муниципального образования «Николаевское городское поселение» обязанность по ликвидации (очистке территории) несанкционированной свалки отходов потребления, образовавшейся на прилегающей территории (подъездного пути) к санкционированной площадке временного накопления и хранения отходов на протяжении 600 м от ориентира по направлению на юго-запад, ориентир 2 148 км федеральной дороги «Амур», место нахождения ориентира: ЕАО Смидовичский район, в течение десяти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований прокурора Смидовичского района к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», обществу с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик» отказать.

Заслушав доклад судьи Сивоконь А.В., пояснения представителя администрации Николаевского городского поселения Драбкиной А.Г., представителя администрации Смидовичского муниципального района Окунева А.Ю., прокурора Раитиной В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» (далее - МО «Николаевское городское поселение», Николаевское городское поселение) о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов. Требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки установлен факт ненадлежащего выполнения ответчиком требований природоохранного законодательства, выразившийся в неисполнении обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, что повлекло на территории МО «Николаевское городское поселение» несанкционированное размещение бытовых отходов на земельном участке общей площадью 13 085 кв.м. Просил суд обязать ответчика устранить нарушения действующего законодательства путем ликвидации данной свалки бытовых отходов.

В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчиков привлечены: администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» (далее - МО «Смидовичский муниципальный район», Смидовичский муниципальный район) и Общество с ограниченной ответственностью жилищно-коммунальное хозяйство «Энергетик» (далее - ООО ЖКХ «Энергетик»).

В судебном заседании прокурор Золотухина А.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске доводам. Дополнительно суду пояснила, что бездействие администрации Николаевского городского поселения выразилось в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления на территории поселения, что на сегодняшний день привело к более масштабному захламлению территорий поселения и крупному размеру вреда, причиненному природе, а также к нарушению прав граждан, проживающих на территории Николаевского городского поселения, на благоприятную природную среду.

Представитель администрации Николаевского городского поселения Драбкина А.Г. исковые требования не признала. Суду пояснила, что указанная свалка бытовых отходов образовалась не по вине администрации Николаевского городского поселения, а в результате деятельности ООО ЖКХ «Энергетик», которое ненадлежащим образом использует земельный участок, предоставленный ему в аренду администрацией Смидовичского муниципального района, в связи с чем, обязанность по ликвидации образовавшейся свалки должна быть возложена на администрацию Смидовичского муниципального района и ООО ЖКХ «Энергетик».

Представитель администрации Николаевского городского поселения Швецова Л.Л. исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что при выделении земельного участка под размещение площадки временного накопления и хранения бытовых отходов и мусора администрация Смидовичского муниципального района не предусмотрела порядок пользования данным участком в части обеспечения возможности подъезда к площадке. Дорога, по которой осуществляется проезд к официальной свалке, фактически отсутствует, в реестре муниципального имущества не значится, никем не обслуживается и не содержится в должном состоянии. Также не решён вопрос о контролируемом ввозе отходов и мусора на площадку, поскольку отходы вывозятся не только организациями и учреждениями п. Николаевка, а также предприятиями и жителями близлежащих населенных пунктов ЕАО и города Хабаровска.

Представитель администрации Смидовичского муниципального района Окунев А.Ю. исковые требования не признал, пояснив суду, что несанкционированная свалка бытовых отходов образовалась на территории Николаевского городского поселения в границах посёлка Николаевка. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского поселения, в связи с чем ликвидация данной свалки является обязанностью администрации Николаевского городского поселения.

Представитель администрации Смидовичского муниципального района Пацук В.П. исковые требования не признал, дал суду аналогичные пояснения.

Представитель ответчика ООО ЖКХ «Энергетик» (далее - общество) исковые требования Популова В.Ф. не признала, суду пояснила, что на основании договора аренды земельного участка администрация Смидовичского муниципального района передала обществу в аренду земельный участок (место расположения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - 2 148 км федеральной автодороги «Амур», участок находится примерно в 600 м от ориентира по направлению на юго-запад), на котором устроена площадка для временного накопления и хранения твердых бытовых отходов. Несанкционированная свалка бытовых отходов образовалась по обе стороны вдоль всего подъезда от федеральной дороги «Амур» до официальной свалки. Указанный участок подъездного пути в пользование обществу не передавался и обязательства по его содержанию на общество не возлагались. Общество по собственной инициативе и за свои средства периодически расчищает спецтехникой дорогу подъездного пути для обеспечения возможности проезда транспорта ООО ЖКХ «Энергетик», доставляющего твердые бытовые отходы жизнедеятельности населения и юридических лиц Николаевского городского поселения на свалку. Считает, что вины общества в образовании несанкционированной свалки нет.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Николаевского городского поселения просила решение отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Мотивируя жалобу, указала, что несанкционированное размещение мусора стало возможным вследствие неисполнения администрацией Смидовичского муниципального района обязанности по утилизации бытовых отходов. Также, при предоставлении земельного участка с площадкой для официальной свалки в аренду не был предусмотрен порядок пользования данным участком в части обеспечения возможности подъезда к нему. Так дорога, по которой осуществляется проезд к официальной свалке, фактически отсутствует, в реестре муниципального имущества не значится, следовательно, никем не обслуживается и не содержится в должном состоянии. Вместе с тем, данная дорога используется исключительно ООО ЖКХ «Энергетик», арендующим земельный участок с площадкой для санкционированной свалки. Скапливающийся на арендованном участке бытовой мусор не утилизируется, сама площадка для временного накопления и хранения отходов не охраняется, доступ к ней свободен, пользование площадкой не регламентировано. Отходы вывозятся не только организациями и учреждениями п. Николаевка, а также предприятиями и жителями близлежащих населенных пунктов ЕАО и города Хабаровска. В результате чего на всем протяжении участка подъездного пути от федеральной трассы до официальной свалки образовались завалы мусора.

В возражениях относительно апелляционной жалобы администрация МО «Смидовичский муниципальный район» просила, не меняя сути решения, внести в него изменение относительно срока исполнения возложенной на администрацию Николаевского городского поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, определив его в три месяца.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Николаевское городское поселение Драбкина А.Г. поддержала требования и доводы апелляционной жалобы.

Представитель администрации Смидовичского муниципального района ЕАО Окунев А.Ю. возражения на апелляционную жалобу поддержал, просил снизить определённый судом срок исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки до трёх месяцев.

Прокурор Раитина В.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Представитель ответчика ООО ЖКХ «Энергетик» в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 2, 9, 18, 42, 58 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на благоприятную окружающую среду, является обязанностью государства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Соответствующая компетенция и полномочия органа местного самоуправления определены в п. 18 ст. 3 Устава МО «Николаевское городское поселение». В частности, к полномочиям администрации Николаевского городского поселения отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Смидовичского района ЕАО проверки исполнения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Николаевского городского поселения выявлен факт несанкционированного размещения бытовых отходов и мусора на земельном участке площадью 1,3 га. Созданием данной несанкционированной свалки причинён вред почвам Николаевского городского поселения, размер которого составляет 25 515 750 рублей, и нарушены права неопределённого круга лиц, находящихся на территории муниципального образования, на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.

Официальная свалка Николаевского городского поселения расположена в 600 метрах от 2 148 км федеральной автодороги «Амур» по направлению на юго-запад, на земельном участке площадью 3 444 кв. м (кадастровый номер 79:06:2601003:37), определенном МО «Смидовичский муниципальный район» на основании постановления от 08.11.2010 № 3167 под организацию площадки для временного накопления и хранения твердых бытовых отходов, и переданном в аренду ООО ЖКХ «Энергетик сроком на пять лет.

Сбор твердых бытовых отходов жизнедеятельности населения и юридических лиц Николаевского городского поселения с последующим их вывозом на место официальной свалки осуществляет ООО ЖКХ «Энергетик».

Несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора имеет место на всём протяжении участка, по которому осуществляется проезд транспорта ООО ЖКХ «Энергетик» с бытовыми отходами жизнедеятельности населения и юридических лиц Николаевского городского поселения от федеральной дороги «Амур» до площадки официальной свалки. Отходы размещены навалом непосредственно на поверхности земли по обе стороны дороги подъездного пути.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что территория земельного участка, на котором обнаружен объект несанкционированного размещения бытовых отходов и мусора, расположена в границах МО «Николаевское городское поселение», при этом данный земельный участок под размещение отходов и мусора в установленном законом порядке не отведён, в аренду ООО ЖКХ «Энергетик» не передан.

Судом первой инстанции также установлено, что возникновение указанной несанкционированной свалки не связано с деятельностью ООО ЖКХ «Энергетик» и администрации Смидовичского муниципального района и не вызвано действиями или бездействием данных юридических лиц в рамках имеющихся у них полномочий.

Судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что образование несанкционированной свалки стало возможным в результате незаконного бездействия администрации Николаевского городского поселения, как органа местного самоуправления, на который законом возложена обязанность принятия надлежащих мер по охране окружающей среды на территории поселения, в том числе, по недопущению образования объектов несанкционированного размещения отходов.

В п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Однако согласно примечанию к данному положению ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Собственник отходов, несанкционированно размещённых на прилегающей к официальной свалке Николаевского городского поселения территории, не установлен.В ходе рассмотрения дела такие сведения также не были представлены участвующими в деле лицами, в том числе и администрацией Николаевского городского поселения.

Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации Николаевского городского поселения.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы являлись основанием процессуальной позиции администрации Николаевского городского поселения, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией, так как направлены на переоценку доказательств.

Ссылок на допущенные судом нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием к отмене принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Правовых оснований к отмене решения суда не имеется. Решение суда является законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм права, подлежащие применению при разрешении данного спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смидовичского районного суда ЕАО от 10.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевское городское поселение» без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка