• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 19 декабря 2012 года
 

19 декабря 2012 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Поповой М.Н.,

судей Завальной Т.Ю., Кукшиновой О.М.,

при секретаре Томишак М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области на решение Облученского районного суда ЕАО от 17.10.2012, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих соответствующие должности муниципальной службы - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разместить на официальном сайте Облученского муниципального района www.obl-raion.ru в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области.

Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения представителя ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Папуловой А.О., заключение прокурора Раитиной В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих соответствующие должности муниципальной службы, указывая, что прокуратурой Облученского района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в части размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в информационно-телекоммуникационной сети Интернет органами местного самоуправления Облученского муниципального района.

Установлено, что администрацией Облученского муниципального района ЕАО по состоянию на 27.08.2012 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, в сети Интернет на официальном сайте Облученского района www.obl-raion.ru, в нарушение ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не размещены. Постановлением администрации Облученского муниципального района № 92 от 08.02.2012 утвержден Перечень, включающий в себя 39 наименований должностей муниципальной службы в администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, при назначении на которые граждане, и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Неразмещение на официальном сайте муниципального района вышеуказанных сведений способствует увеличению коррупционной нагрузки в деятельности органов местного самоуправления и препятствует достижению основополагающих идей и смысла антикоррупционного законодательства, основанного на публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 8, ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Просил суд обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО разместить сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера лицами, замещающими соответствующие должности муниципальной службы, в сети Интернет на официальном сайте Облученского муниципального района www.obl-raion.ru в срок до 01.11.2012.

В судебном заседании старший помощник прокурора Облученского района ЕАО Боровлева В.П. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Исковые требования уточнила, просила обязать администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО в течение месяца со дня вступления решения в законную силу разместить на официальном сайте Облученского муниципального района www.obl-raion.ru сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера лиц, замещающих соответствующие должности муниципальной службы в администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО.

Представитель ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Григорьева Е.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден постановлением главы администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 08.02.2012 № 92, и включает в себя 39 наименований должностей муниципальной службы.

Однако Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по размещению вышеуказанных сведений в сети Интернет в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся акты органов государственной власти, то орган местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий не может утвердить данный порядок. В связи с тем, что в настоящее время порядок опубликования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО отсутствует, данные сведения не могут быть размещены в сети Интернет, поскольку содержат персональные данные муниципальных служащих. Просила в иске прокурору отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Папулова А.О. просила решение Облученского районного суда ЕАО от 17.10.2012 отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, заявленных прокурором.

Указала, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляют работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Данные сведения размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом правовыми актами Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561 предусмотрен такой порядок для лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих и членов их семей.

В соответствии со ст. 17 Устава МО «Облученский муниципальный район» ЕАО должностными лицами местного самоуправления являются: глава муниципального района, председатель Собрания депутатов, председатель контрольно
ревизионного комитета. То есть, лицом, замещающим муниципальную должность на выборной основе, является глава МО «Облученский муниципальный район» ЕАО сведения об имуществе и доходах которого размещены 10.04.2012 на официальном сайте Облученского района ЕАО в полном соответствии с Указом Президента РФ.

Считает, что в силу положений Федерального закона РФ от 02.03.2007 № 25
ФЗ «Об основах муниципальной службы» и Федерального закона от 16.10.2003 № 131
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» работники администрации МО являются муниципальными служащими. Нормативно правовыми актами РФ и ЕАО не предусмотрен порядок размещения информации об имуществе и доходах муниципальных служащих.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25
ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерагосударственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

На сегодняшний день отсутствует нормативно
правовой акт, принятый на уровне Российской Федерации или субъекта Российской Федерации  
 ЕАО, устанавливающий порядок размещения на сайте информации об имуществе и доходах как муниципальных служащих, так и государственных гражданских служащих.

Администрация не может самостоятельно определить порядок реализации Федерального закона «О коррупции» до принятия аналогичного акта для государственных служащих на уровне субъекта.

В возражение на апелляционную жалобу и.о. прокурора Облученского района ЕАО Швец С.Л. указал, что в силу прямого указания ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273
Ф3 «О противодействии коррупции» администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО обязана разместить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО, замещающих указанные должности, в информационно
телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте www.obl
raion.ru.

Действительно, порядок размещения вышеуказанных сведений в сети Интернет на официальном сайте МО «Облученский муниципальный район» ЕАО администрацией муниципального района до настоящего времени не определен. Однако закон не ставит исполнение обязанности органом местного самоуправления в зависимость от определения им порядка её исполнения.

Доводам ответчика о том, что администрация МО «Облученский муниципальный район» ЕАО не может нормативным правовым актом муниципального района определить порядок реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273
Ф3 «О противодействии коррупции» в указанной части до принятия аналогичного акта для государственных служащих, дана оценка в мотивировочной части решения суда.

В апелляционной инстанции представитель ответчика администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО Папулова А.О. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, отказать прокурору в удовлетворении требований.

Прокурор Раитина В.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Просила оставить решение суда в силе.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Частью 1 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы и замещающих данные должности, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 08.02.2012 № 92 утвержден Перечень должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 27.03.2012 № 305 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своих семей в администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» утверждено «Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своих семей в администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона содержится понятие «нормативные правовые акты Российской Федерации», к ним относятся:

федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

муниципальные правовые акты.

Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что порядок размещения в сети Интернет и предоставления для опубликования средствам массовой информации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, определяется, в том числе, муниципальными правовыми актами.

Тем более что постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 22.06.2011 № 787 утвержден Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, средствам массовой информации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО для опубликования.

Порядок размещения вышеуказанных сведений в сети Интернет на официальном сайте МО «Облученский муниципальный район» ЕАО администрацией МО до настоящего времени не определен и не утвержден, однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что это является нарушением требований п. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Редакция п. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», предусматривающая размещение информации на официальном сайте органов местного самоуправления, действует с 03.12.2011. Данным законом не предусмотрен срок, в течение которого органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять вышеуказанный порядок.

В Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» также не указано, что органы местного самоуправления должны разработать и принять аналогичный порядок, в отличие от Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О коррупции», где в п. 4 дана рекомендация органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Судебная коллегия считает неверным вывод суда о том, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» не ставит исполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации на официальном сайте в зависимость от порядка исполнения данной обязанности.

В п. 6 ст. 8 названного Федерального закона четко указано, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, коллегия приняла во внимание и то, что прокурор, заявляя данные требования, не указал, каким образом и в каком объеме орган местного самоуправления должен размещать на сайте вышеуказанные сведения. Суд при вынесении решения об удовлетворении требований прокурора, не учел данное обстоятельство, что противоречит положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».

В случае вынесения решения о возложении на администрацию МО «Облученский муниципальный район» ЕАО обязанности по размещению на официальном сайте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы в администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО с указанием порядка их размещения, суд взял бы на себя несвойственные ему функции нормотворческого характера, подменив собой органы местного самоуправления.

При этом судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что размещению на сайте подлежат только сведения о доходах главы муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, поскольку вышеуказанными нормативными актами такое требование предусмотрено в отношении всех лиц, занимающих должности муниципальной службы согласно утвержденному перечню должностей муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район».

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым решение отменить, вынести новое решение об отказе прокурору Облученского района ЕАО в удовлетворении требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО, о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих соответствующие должности муниципальной службы.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Облученского районного суда ЕАО от 17.10.2012 отменить, вынести новое решение об отказе прокурору Облученского района Еврейской автономной области в удовлетворении требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области, о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети Интернет сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих соответствующие должности муниципальной службы.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Облученский муниципальный район» ЕАО считать удовлетворенной.

Председательствующий

Судьи



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Принявший орган: Суд Еврейской автономной области
Дата принятия: 19 декабря 2012

Поиск в тексте