СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 апреля 2011 года Дело N 33-167/2011

13 апреля 2011 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе

председательствующего Серга Н.С.

судей Поповой М.Н., Дроздовой В.Ф.

при секретаре Серебряковой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе на определение Облученского районного суда ЕАО от 10.02.2011, которым постановлено:

Прекратить производство по заявлению о признании незаконным и недействующим полностью со дня его принятия распоряжения главы муниципального района от 26.11.2010 № 1 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год».

Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд с аналогичным заявлением не допускается.

Заслушав доклад судьи , пояснения заявителя , его представителя , судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

обратился в Облученский районный суд ЕАО с заявлением об обжаловании действий должностного лица - главы муниципального района по изданию распоряжения № 1 от 26.11.2010 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год». Указал, что данным распоряжением глава муниципального района назначил сроки проведения публичных слушаний, утвердил комиссию по организации и проведению публичных слушаний и организовал проведение публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год». Комиссией по организации и проведению публичных слушаний, сформированной в соответствии с распоряжением № 1, в период с 02.12.2010 по 09.12.2010 проведены публичные слушания в поселках Облученского района. Информация и заключение по результатам слушаний опубликована в газете «Искра Хингана» № 97 (9806) от 16-17.12.2010.

Издание и официальное опубликование указанного распоряжения, последующие действия по проведению публичных слушаний в соответствии с распоряжением № 1, осуществленные комиссией по организации и проведению публичных слушаний, сформированной на основании указанного распоряжения, являются незаконными и противоречат п. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Устава МО «Облученский муниципальный район», п.п. 2.5, 3.1 Положения о публичных слушаниях в МО «Облученский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов от 24.10.2005 № 273, решению Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год».

30.11.2010 он внес в комиссию по организации и проведению публичных слушаний предложение по проекту решения «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год». По данному предложению комиссия не подготовила заключение, не разработала таблицу поправок в проект бюджета, следовательно, его предложение не выносилось на публичные слушания. Результаты голосования граждан от 03.12.2010 по проекту решения не были опубликованы в средствах массовой информации.

Неисполнение Порядка учета предложений по проекту решения о бюджете, утвержденного решением Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246 комиссией по организации и проведению публичных слушаний, сформированной в соответствии с распоряжением главы муниципального района № 1, не позволило ему реализовать право на рассмотрение его предложения по проекту бюджета, создало препятствия к осуществлению им прав на участие в выработке решения по проблемам жизнеобеспечения и развития муниципального района, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Просил признать незаконными действия главы муниципального образования по изданию распоряжения № 1 от 26.11.2010. Признать проведенные в декабре публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год» и их результаты недействительными. Обязать главу муниципального района вынести постановление, которым утвердить состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год»; обязать утвержденную комиссию провести публичные слушания в соответствии с порядком учета предложений и участия граждан в его обсуждении.

В порядке подготовки заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным и недействующим со дня принятия распоряжение главы муниципального района от 26.11.2010 № 1 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год».

В судебном заседании заявитель поддержал уточненные требования, пояснил, что указанным распоряжением нарушены его права. Его предложения по проекту бюджета на 2011 года комиссией по проведению публичных слушаний в порядке, утвержденном решением Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246, не рассмотрены. Они рассмотрены в порядке, утвержденным оспариваемым распоряжением. В связи с чем, его предложение не было учтено депутатами Собрания депутатов при утверждении бюджета МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год.

Представитель заявителя уточненные требования поддержал, пояснил, что оспариваемое распоряжение главы муниципального района является незаконным, противоречащим п. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Устава МО «Облученский муниципальный район», п.п. 2.5, 3.1 Положения о публичных слушаниях в МО «Облученский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов от 24.10.2005 № 273, решению Собрания депутатов от 10.11.2010 года № 246 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год». Издание распоряжения повлияло на права , поскольку его предложения, направленные в комиссию по проведению публичных слушаний, рассмотрены не в порядке, утвержденном решением Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246, а в порядке, утвержденным оспариваемым распоряжением.

Представитель главы Облученского муниципального района требования не признала. Пояснила, что оспариваемое распоряжение принято главой муниципального района в пределах своей компетенции, права заявителя на участие в публичных слушаниях по проекту бюджета на 2011 год не ущемляло.

Суд постановил указанное определение.

В частной жалобе просил определение Облученского районного суда ЕАО от 10.02.2011 отменить, производство по делу возобновить.

Обжалуемое распоряжение от 26.11.2010 № 1 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год» вынесено главой муниципального образования. В п. 1 указанного распоряжения установлено время проведения публичных слушаний с 02.12.2010 по 09.12.2010. Следовательно, оно затрагивает права и обязанности не только членов комиссии, но и неопределенного круга лиц, которые должны были принимать участие в публичных слушаниях, поскольку за пределами данного периода лица, желающие принять участие в слушаниях, не имели возможности реализовать свое право. При этом п. 1 распоряжения противоречит п. 2 решения Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246, которым период проведения публичных слушаний установлен весь декабрь 2010 г.

Согласно п.п. 3, 4 распоряжения таблица поправок и заключения на предложения граждан должны быть разработаны по истечении срока проведения публичных слушаний, т.е. до 13.12.2010. Однако слушания проводились с 02.12.2010 по 09.12.2010. Данный факт противоречит п. 5 Порядка учета предложений по проекту решения «О бюджете МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год» и участия граждан в его обсуждении», утвержденного решением Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246.

Указанный порядок проведения публичных слушаний применялся неоднократно: 02.12.2010 - в Раддевском и Пашковском сельских поселениях, 03.12.2010 - в Хинганском и Облученском поселениях, 07.12.2010 - в Кульдурском, Бираканском и Известковском городских поселениях, 09.12.2010 - в Теплоозерском, Лондоковском и Бирском городских поселениях.

Таким образом, обжалуемое распоряжение отвечает требованиям, предъявляемым к нормативному правовому акту.

Считает, что производство по делу не может быть прекращено в связи с тем, что период действия обжалуемого распоряжения закончен утверждением бюджета на 2011 год, поскольку распоряжение повлекло за собой правовые последствия и до настоящего времени его право на участие в публичных слушаниях остается нарушенным.

Кроме того, обжалуемое распоряжение вступило в законную силу, до настоящего времени не отменено должностным лицом, его издавшим, не содержит в своем тексте ограничений действия временными рамками, не отменено изданием более позднего акта.

В возражение на частную жалобу представитель администрации МО «Облученский муниципальный район» указала, что не указал, какие его права и свободы нарушает распоряжение главы муниципального образования от 26.11.2010 № 1.

Обжалуемое распоряжение и график публичных слушаний были опубликованы в газете «Искра Хингана» 30.11.2010. Никто не запрещал заявителю принимать участие в публичных слушаниях.

В возражение на частную жалобу прокурор Облученского района указал, чтооспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, поскольку его действие распространяется на конкретный период времени проведения публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов МО «Облученский муниципальный район» о бюджете на 2011 год» и не устанавливает каких-либо правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение либо изменение существующих общественных правоотношений.

Распоряжением конкретизирован период проведения публичных слушаний с 02.12.2010 по 09.12.2010, установлены конкретные даты слушаний в каждом из муниципальных образований района, а также определены задачи комиссии по проведению слушаний и сроки их исполнения.

Кроме того, распоряжение главы района не устанавливало порядокпроведения процедуры публичных слушаний по проекту решения Собраниядепутатов Облученского района «О бюджете муниципального образования«Облученский муниципальный район» на 2011 год». Публичные слушанияпроводились в порядке, определенном решением Собрания депутатовОблученского муниципального района от 10.11.2010 № 246 «О проведениипубличных слушаний по проекту решения «О бюджете муниципальногообразования «Облученский муниципальный район» на 2011 год». Такимобразом, исходя из смысла и содержания распоряжения, оно имелоорганизационно-правовой характер и имело целью регламентацию работы комиссии по проведению публичных слушаний.

В заявлении просил признать незаконными действия комиссии, лишившей граждан возможности «голосовать за бюджеты с учетом поправок». Данные обстоятельства подтверждают правильность выводов суда о невозможности рассмотрения заявления в порядке производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

В кассационной инстанции заявитель доводы частной жалобы поддержал.

Его представитель доводы частной жалобы поддержал, просил определение Облученского районного суда ЕАО от 10.02.2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что вышеуказанное распоряжение является нормативно - правовым актом. Права его доверителя данным распоряжением нарушены и не восстановлены до настоящего времени. Его предложение о внесении изменений в проект бюджета на 2011 год было предметом обсуждения только в г. Облучье. Комиссия по проведению публичных слушаний не составила заключение по предложению

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения.

Статьей 251 ГПК РФ предусмотрено право граждан и организаций считающих, что принятым и опубликованном в установленном законом порядке нормативным правовым актом, в том числе, органа местного самоуправления, нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела установлено, что обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим полностью со дня принятия распоряжения главы муниципального района от 26.11.2010 № 1 «О проведении публичных слушаний по проекту решения Собрания депутатов «О бюджете муниципального образования «Облученский муниципальный район» на 2011 год», считая указанное распоряжение нормативным правовым актом.

Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о том, что данное распоряжение главы муниципального района не является нормативным правовым актом, следовательно, заявление не может рассматриваться в порядке главы 24 ГПК РФ.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 10.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (далее - постановление Пленума) предусмотрено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц. Такой правовой акт носит индивидуально-разовый, индивидуально-определенный характер и принимается, в основном, по организационно распорядительным вопросам.

Из текста Распоряжения следует, что оно не содержит в себе правовых норм (правил поведении), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение либо изменение существующих общественных правоотношений. Под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретных сторон правоотношения, возникающего по поводу применения нормативного правового акта. Неопределенность круга лиц означает отсутствие в нормативном акте указания о некоем лице или лицах, на регулирование общественных отношений которых он направлен.

В данном Распоряжении определен круг лиц - членов комиссии по организации и проведению публичных слушаний, на которых распространяется данный документ, установлен порядок их работы и обязанности.

Период проведения слушаний с 02.12.2010 по 09.12.2010 не противоречит п. 2 решения Собрания депутатов от 10.11.2010 № 246, поскольку в данном Решении период проведения публичных слушаний установлен декабрь 2010 года, без указания конкретных дат.

Также является обоснованной ссылка суда на то обстоятельство, что указанное распоряжение фактически прекратило свое действие, поскольку его действие распространялось до утверждения бюджета МО «Облученский муниципальный район» на 2011 год, которое имело место 22.12.2010.

Таким образом, на день вынесения судом решения оспаривался индивидуальный правовой акт, не порождающий правовых последствий, не влекущий каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

В силу абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ отказывает в принятии искового заявления в случае, если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не порождают правовых последствий, не влекут каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

В связи с вышеизложенным, вывод суда первой инстанции о прекращении производства по делу является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения частной жалобы заявителя не имеется.

При этом судебная коллегия считает необходимым в порядке ст. 200 ГПК РФ исправить описку в дате вынесения судом определения. Считать датой вынесения определения 10 февраля 2011 года.

Руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Определение Облученского районного суда ЕАО от 10.02.2011 оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка