• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 08 июня 2012 года Дело N 33-6507/2012
 

г. Екатеринбург 08.06.2012

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Куликовой М.А.,

судей

Протасовой М.М.,

Гайдук А.А.

с участием прокурора Гавриной Ю.В.

при секретаре Смущенко С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Кузнецовой А.С., к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Артемовского городского округа о предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 12.03.2012.

Заслушав доклад судьи Гайдук А.А., судебная коллегия

установила:

Артемовский городской прокурор в интересах Кузнецовой А.С. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о возложении обязанности приобрести и распределить жилое помещение, к Администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что Кузнецова (ранее ...) А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по данному основанию. После окончания в ( / / ) году ГОУ НПО СО «...» у Кузнецовой А.С. возникло право на получение жилого помещения вне очереди за счет средств бюджета Свердловской области, но жилое помещение не было предоставлено, чем были нарушены ее права.

В судебном заседании помощник прокурора Габдулина И.М., истец Кузнецова А.С. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился. В отзыве возражал против заявленных требований, указав что истцом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие в пользовании Кузнецовой А.С. жилого помещения на территории Артемовского городского округа. Также указал, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области не наделено полномочиями по передаче жилых помещений, приобретенных (построенных) за счет средств областного бюджета, в муниципальную собственность.

Представитель Администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, в отзыве просил в удовлетворении иска отказать.

Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 12.03.2012 исковые требования удовлетворены частично. На Министерство строительства и архитектуры Свердловской области во исполнение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена обязанность приобрести для Кузнецовой А.С. за счет средств областного бюджета Свердловской области на территории Артемовского городского округа благоустроенное жилое помещение площадью не менее установленной социальной нормы предоставления жилого помещения с последующим его распределением и передачей в собственность Артемовского городского округа для предоставления Кузнецовой А.С. по договору социального найма. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Оспаривая законность и обоснованность решения суда, представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что на ответчика не может быть возложена обязанность по передаче жилого помещения в муниципальную собственность, поскольку полномочным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области и передаче объектов государственной собственности Свердловской области в муниципальную собственность является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

В возражениях на апелляционную жалобу Артемовский городской прокурор указал на обоснованность и законность принятого судом решения.

В заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора Гаврина Ю.В. возражала против доводов апелляционной инстанции, полагала также возможным отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска к Администрации Артемовского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении исковых требований.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Кузнецова А.С., представитель Администрации Артемовского городского округа, представитель Министерства строительства и архитектуры свердловской области не явились, о слушании дела извещены (исх. от 14.05.2012 № 33-6507/2012). В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области Кулаков Д.С. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства (л.д. 91). Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в полном объеме в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Установив, что Кузнецова А.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилья, нуждается в жилом помещении по договору социального найма, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области, суд на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правомерно признал за Кузнецовой А.С. право на обеспечение вне очереди жилым помещением на условиях социального найма за счет средств областного бюджета. Выводы суда о праве Кузнецовой А.С. на получение жилого помещения по указанным выше основаниям ответчики не оспаривают.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (далее Порядок).

В соответствии с указанным Порядком меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области (пункт 2).

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее - Фонд) (пункт 3).

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот после окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4).

Средства областного бюджета по приказу министра строительства и архитектуры Свердловской области направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений на территориях муниципальных образований в Свердловской области, пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения (пункт 5).

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений (пункт 6).

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма (пункт 8).

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области (пункт 9).

Для распределения детям-сиротам построенных и (или) приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади (пункт 10).

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области представляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам предварительно согласуются с территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения (пункт 11).

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений (пункт 12).

Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у суда оснований для возложения на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанности по передаче жилого помещения в муниципальную собственность Артемовского городского округа, отклоняются судебной коллегией, поскольку в соответствии с п. 8 Порядка жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Поэтому обязанность по приобретению (строительству) жилого помещения, его дальнейшему распределению и передаче в установленном законом порядке в муниципальную собственность обоснованно возложена судом на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Решение суда в этой части является правильным и оснований для его отмены не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию Артемовского городского округа обязанности предоставить Кузнецовой А.С. жилое помещение на условиях социального найма, поскольку в соответствии с п.п 8-13 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области непосредственно участвуют в процедуре предоставления жилых помещений указанной категории граждан и во исполнение положений данного нормативно-правового акта обязаны совершать определенные действия, в частности, формировать списки нуждающихся в жилье детей-сирот, предварительно согласовывать с органами социальной защиты населения и представлять в Фонд жилищного строительства предложения по распределению жилых помещений, принимать безвозмездно передаваемые установленном порядке жилые помещения в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма, заключать на основании приказов Министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений договоры социального найма.

С учетом изложенного, исходя из положений пп. 8-13 Порядка и, принимая во внимание требования ч. 5 ст. 198, чч. 2,3 ст. 13, ст. 210, абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 13, ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, заявленных к Администрации Артемовского городского округа, с принятием в данной части нового решения о возложении на Администрацию Артемовского городского округа обязанности предоставить Кузнецовой А.С. жилое помещение на условиях социального найма после передачи жилого помещения в муниципальную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 50, чч. 5, 6 ст. 57, ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры, соответствующей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной Постановлением Главы Муниципального образования «Артемовский район» от 17.10.2005 № 1146, в размере 18 кв.м общей площади на одного человека.

Артемовским городским прокурором были заявлены требования о предоставлении жилого помещения самой Кузнецовой А.С. как лицу, оставшемуся без попечения родителей, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, данные требования Кузнецова А.С. поддерживала, увеличить их не просила, поэтому судом правильно дело было рассмотрено и разрешено в пределах заявленных требований (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилым помещением может быть обеспечено только само лицо, оставшееся без попечения родителей и в силу этого менее социально защищенное, нуждающееся в предоставлении мер социальной поддержки со стороны государства, без учета членов семьи данного лица. В связи с чем жилым помещением на условиях договора социального найма во внеочередном порядке должна быть обеспечена только сама Кузнецова А.С., что не лишает ее возможности состоять в очереди на улучшение жилищных условий с учетом членов ее семьи - 2 малолетних детей.

Руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Артемовского городского суда Свердловской области от 12.03.2012 отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Кузнецовой А.С., к Администрации Артемовского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принять в данной части новое решение об удовлетворении иска.

Обязать Администрацию Артемовского городского округа после передачи жилого помещения в муниципальную собственность предоставить Кузнецовой А.С. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение площадью не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах Артемовского городского округа, приобретенное за счет средств областного бюджета.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6507/2012
Принявший орган: Свердловский областной суд
Дата принятия: 08 июня 2012

Поиск в тексте