• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 16 августа 2012 года Дело N 33-9299/2012
 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Орловой А.И., судей Киселевой С.Н., Коренева А.С. при секретаре Патрушевой М.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2012 года гражданское дело по заявлению Копылова В.С. к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения

по апелляционной жалобе Копылова В.С. на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 мая 2012 года.

Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения Копылова В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Копылов В.С. обратился в суд с заявлением к Администрации Кировского района г. Екатеринбурга о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения.

В обоснование заявления указал, что 18 октября 2011 года подал заявление в районную администрацию о принятии на учет в целях предоставления вне очереди, как лицу из числа ..., жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования. Распоряжением главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 17 ноября 2011 года ... ему незаконно отказано в принятии на учет. Мать истца, М., ... ..., отец, С., ... .... Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от ... опекуном был назначен старший брат А. С достижением совершеннолетия попечительство было прекращено. В настоящее время истец не имеет постоянного места жительства, как студенту ... ему предоставлено место в общежитии. Кроме того, он не имеет жилья в собственности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Сбережения на покупку недвижимости отсутствуют. Получаемые им стипендия и социальные выплаты являются единственным источником дохода. Просил признать незаконным распоряжение Главы администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 17 ноября 2011 года ... в части отказа в принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, возложить обязанность на Главу администрации района принять на учет для целей внеочередного предоставления жилого помещения социального использования как лицо из числа ... с момента подачи заявления.

В судебном заседании Копылов B.C. доводы заявления поддержал.

Представители Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, привлеченной к участию в деле Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явились.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 мая 2012 года в удовлетворении заявления Копылова В.С. отказано.

В апелляционной жалобе Копылов В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное распределение бремени доказывания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. п. 3, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ч. ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 20февраля2006года N3- ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» в редакции Закона Свердловской области от 18 февраля 2011 года N 1-ОЗ, действовавшего на момент обращения Копалова В.С. с заявлением о принятии на учет, учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат граждане, признанные по основаниям, установленным федеральным законом, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящиеся к категориям граждан, определенным законами Российской Федерации или законами Свердловской области. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений, подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования по достижении ими возраста четырнадцати лет.

В силу п. 1 ст. 3 указанного Закона Свердловской области граждане учитываются для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования путем: принятия граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования; ведения учета граждан, принятых на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Согласно абз. 2 п. 1-1 приведенной статьи данного Областного Закона ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства. В Свердловской области для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования такие граждане подлежат учету органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Законом Свердловской области от 20февраля2006года N3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования».

В соответствии с п. 1 ст. 4 ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» принятие граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования осуществляется по результатам рассмотрения документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, являющихся основаниями для принятия граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В силу п. 1 ст. 5 Областного Закона граждане, указанные в подпункте 1 части первой статьи 2 настоящего Закона, к которым относятся и дети-сироты, принимаются на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на основании заявлений о принятии граждан на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования или иных документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, предусмотренных федеральным законодательством, законами Свердловской области, определяющими категории граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, и (или) нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области в случаях, установленных федеральным законодательством либо этими законами Свердловской области.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 6 указанного Закона граждане, подающие заявления о принятии на учет, прилагают к ним документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, указанные в статье 8 настоящего Закона.

На основании п. 1 ст. 11 Закона органы местного самоуправления, в которые поступили заявления о принятии на учет, осуществляют проверку наличия оснований, дающих право на предоставление гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 13 областного Закона органы местного самоуправления, осуществляющие ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, могут принять решение об отказе в принятии гражданина на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

В решении об отказе в принятии гражданина на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования должно содержаться указание на основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные федеральным законом (п. 3 ст. 13 Закона).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, Копылов В.С. является лицом из числа ..., 18 октября 2011 года он обратился в Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма (л.д. 17). Распоряжением Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 17 ноября 2011 года ... заявителю было отказано в удовлетворении заявления, в связи с непредоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях (л.д. 11), при этом какие именно документы не представлены заявителем в распоряжении не указано.

Из пояснений представителя Администрации Кировского района г. Екатеринбурга в предварительном судебном заседании 17 мая 2012 года следует, что основанием для отказа в постановке на учет явилось то, что заявитель имеет закрепленное за ним жилое помещение (л.д. 61).

Признавая действия Администрации Кировского района г. Екатеринбурга правомерными, суд исходил из того, что Копылов В.С. не является нуждающимся в жилых помещениях, поскольку имел в собственности ... долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей полезной площадью ... кв.м., расположенный по адресу: ...., на него приходилось ... кв.м. жилой площади, что выше учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», данным имуществом заявитель распорядился, получив за него денежные средства в размере ... рублей.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела и постановлен на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что в настоящее время Копылов В.С. проживает в общежитии (л.д. 9, 55), жилого помещения в собственности либо занимаемого по договору социального найма не имеет, членом семьи собственника жилого помещения либо нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является (л.д. 28, 57), принадлежащая заявителю доля в праве собственности на жилой дом была отчуждена его опекуном по договору купли-продажи от ... (л.д. 43,44), то есть более чем за пять лет до обращения с заявлением для постановки на учет для целей предоставления жилого помещения, в связи с чем данное обстоятельство не являлось препятствием для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, суд не принял во внимание, что на момент приобретения в ... году в порядке наследования права собственности на ... долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по ..., а также на момент отчуждения данного жилого помещения в ... году несовершеннолетний Копылов В.С. проживал в г. Екатеринбурге, что подтверждается справкой о регистрации по месту пребывания в период с 13 октября 2004 года по 13 октября 2006 года по ... (л.д. 56), а также фактом установления опеки над несовершеннолетним Копыловым В.С. в г. Екатеринбурге постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от ... (л.д. 33). Получение заявителем в порядке наследования доли в праве собственности на жилой дом в ... никоим образом не решало проблему обеспечения жильем несовершеннолетнего, проживающего в г. Екатеринбурге, что в частности, подтверждается тем обстоятельством, что на полученные от продажи доли в праве собственности на жилой дом в ... денежные средства в сумме ... рублей (л.д. 31) приобрести какое-либо жилое помещение либо его часть в г. Екатеринбурге ни в ... году, ни в настоящее время не представляется возможным.

При таких обстоятельствах с учетом положений п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и приведенных обстоятельств у суда отсутствовали основания для вывода о том, что заявитель не является нуждающимся в жилом помещении.

Копылов В.С. относится к категории лиц из ..., жилое помещение за ним не закреплено, права на какое-либо жилое помещение у него отсутствуют, в связи с чем он имеет право на обеспечение жилым помещением, и как следствие, право быть поставленным на учет для целей дальнейшего предоставления жилого помещения. Копылов В.С. обратился с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в установленном законом порядке, представил предусмотренные действующим законодательством документы, в связи с чем у Администрации Кировского района г. Екатеринбурга отсутствовали основания для отказа в удовлетворении его заявления, и распоряжение Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 17 ноября 2011 года ... в части отказа в принятии Копалова В.С. на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования не может быть признано законным, а заявитель подлежит принятию на учет для целей внеочередного предоставления жилого помещения социального использования как лицо из числа ... с момента подачи заявления.

Исходя из изложенного, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления Копылова В.С.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 24 мая 2012 года отменить, вынести по делу новое решение, которым заявление Копылова В.С. удовлетворить.

Признать распоряжение Главы Администрации Кировского района г. Екатеринбурга от 17 ноября 2011 года ... в части отказа в принятии на учет Копылова В.С. для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования незаконным.

Обязать Администрацию Кировского района г. Екатеринбурга принять Копылова В.С. на учет для целей внеочередного предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Председательствующий: А.И. Орлова

Судьи: С.Н. Киселева

А.С. Коренев




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-9299/2012
Принявший орган: Свердловский областной суд
Дата принятия: 16 августа 2012

Поиск в тексте