СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 августа 2012 года Дело N 33-1935

16 августа 2012 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Жубрина М.А.,

судей Башкирова А.А., Селищева В.В.,

при секретаре Пушкарь Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Глухова А.Н. и Глуховой О.Н. на решение Белевского районного суда Тульской области от 14 мая 2012 года по иску Глухова А.Н., Глуховой О.Н. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области об установлении юридического факта владения и пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Башкирова А.А., судебная коллегия

установила:

Глухов А.Н. и Глухова О.Н. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области об установлении факта владения и пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

В обоснование иска указали, что Глухову А.Н., как военнослужащему войсковой части <...> состоявшему в очереди в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, решением жилищной комиссии части от 15 июня 2007 года была выделена квартира по адресу:  ... . Они обратились с заявлением в администрацию о заключении с ними договора социального найма на указанную квартиру в доме муниципальной собственности. Однако они получили отказ и им было рекомендовано обратиться в суд.

Указывая на то, что общая выслуга Глухова А.Н. составляет более 10 лет просят установить факт владения и пользования предоставленным им жильем на условиях договора социального найма и обязать ответчика заключить с ними договор социального найма на выделенную жилую площадь по адресу:  ... .

В судебном заседании истцы Глухов А.Н. и Глухова О.Н., представляющие также законные интересы своего несовершеннолетнего ребенка Глухова П.А., исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснили, что собственного жилья они не имеют. В органы местного самоуправления по вопросу постановки в очередь на получение жилого помещения не обращались. Квартиру им предоставили решением жилищной комиссии в июне 2007 года, после чего они были заселенны в нее, производили в ней ремонт с тем, чтобы в дальнейшем проживать в этой квартире постоянно. В феврале 2010 года Глухов А.Н. уволен с военной службы по собственному желанию.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Белёвский район Волик Ю.В. иск не признал. Пояснил, что спорная квартира является муниципальной собственностью муниципального образования Белёвский район Тульской области, никогда не была собственностью войсковой части. Не отрицая того, что ранее в спорной квартире проживали военнослужащие, пояснил, что администрация муниципального образования Белевский район Тульской области спорную квартиру семье Глуховых не предоставляла и не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений военнослужащим. В связи с этим не может заключать с ними договор социального найма жилого помещения. В администрации муниципального образования Белевский район Тульской области истцы в качестве нуждающихся в жилом помещении на учете не состояли. Поскольку истец Глухов А.Н. в феврале 2010 года уволен с военной службы, не имеет необходимой выслуги для получения жилья, он должен был освободить предоставленное ему на время службы жилое помещение.

Представитель третьего лица ООО <...> исполнительный директор Карасев Ю.П. просил рассмотреть дело без его участия. Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Решением Белевского районного суда Тульской области от 14 мая 2012 года в удовлетворении исковых требований Глухова А.Н., Глуховой О.Н. к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области об установлении факта владения и пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения отказано.

В апелляционной жалобе Глухов А.Н. и Глухова О.Н. просят отменить решение Белевского районного суда Тульской области от 14 мая 2012 года как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенными нарушениями норм материального права, и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные ими исковые требования в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает на то, что суд первой инстанции не в полной мере учел все обстоятельства настоящего дела, и не учел приведенные ими аргументы.

Проверив материалы дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ, заслушав объяснения истов Глухова А.Н. и Глуховой О.Н., возражения представителя ответчика администрации муниципального образования Белевский район Тульской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Глухов А.Н. в период 3 января 2001 года по 22 июня 2010 года проходил военную службу по контракту в войсковой части <...>  ...   ...   ... .

Суд первой инстанции правильно указал, что в соответствии со ст.49 ЖК РФ иным, кроме малоимущих, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим, предусмотрен Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Частью 1 ст.15 названного Закона установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В абз.7 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дано понятие военнослужащих -это граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На заседании жилищной комиссии войсковой части <...> прапорщику Глухову А.Н. на семью в составе трех человек была выделена служебная однокомнатная квартира жилой площадью <...> кв.м. по адресу:  ...  (протокол № от  ... ).

10 августа 2007 года между начальником Калужской КЭЧ МВО и Глуховым А.Н. заключен договор № найма служебного жилого помещения -  ...   ...  на период прохождения военной службы.

Согласно паспортам истцов и выписки из финансового лицевого счета Глухов А.Н., Глухова О.Н. и их несовершеннолетний сын Глухов П.А. с 1 апреля 2008 года постоянно зарегистрированы в  ... .

Глухов А.Н. уволен с военной службы по собственному желанию с 22 июня 2010 года, что следует из выписки из приказа командира войсковой части <...> № от 22 июня 2010 года.

Абзац 9 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», гласит: военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Применив указанные положения, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцы не имеют права на заключение с ответчиком договора социального найма жилого помещения, поскольку Глухов А.Н. не обладает достаточной выслугой лет, необходимой для предоставления ему жилого помещения, и отказал в заявленных требованиях.

Однако, при разрешении настоящего спора суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с положениями ч.1 ст.209 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Часть 1 ст.100 ЖК РФ так же указывает на то обстоятельство, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Указав, что Глухову А.Н. предоставлено служебное жилое помещение, суд первой инстанции не проверил и не исследовал обстоятельство имеет ли спорная квартира указанный статус, и кто фактически является его собственником.

Часть 2 ст.92 ЖК РФ указывает: в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пункт 12 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26 января 2006 года определяет: включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с п.13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства РФ №42 от 26 января 2006 года, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Согласно п.14 Правил орган управления в срок, предусмотренный в п.13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно п.15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Проверяя обстоятельства отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду и его использования в качестве специализированного жилого помещения, судебная коллегия установила, что Калужская КЭЧ в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по  ...  не обращалась с просьбой включить в состав специализированного жилого фонда  ...   ... , и указанное имущество не значится в реестре федерального имущества.

Каких-либо доказательств того, что занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение на момент заключения договора найма являлось служебным, кроме договора №16 от 10 августа 2007 года, при рассмотрении дела представлено не было.

На основании решения IX сессии 21 созыва Белевского районного совета народных депутатов от 30 января 1992 года №45, Постановления от 3 августа 2010 года №197 администрации муниципального образования г.Белев Белевского района Тульской области «О принятии в муниципальную собственность муниципального образования город Белев Белевского района Тульской области имущества, передаваемого в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район», постановления от 1 июля 2010 года №445 администрации муниципального образования Белевский район «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район, между муниципальным образованием Белевский район и вновь образованными в его границах поселениями», акта приема-передачи имущества, передаваемого в собственность муниципального образования г.Белев Белевского района в порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципального образования Белевский район от 30 июля 2010 года, и выписки из реестра муниципальной собственности №85 от 25 июля 2012 года, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент предоставления спорной квартиры Глухову А.Н., она находилась в муниципальной собственности муниципального образования Белевский район, а затем муниципального образования город Белев Белевского района Тульской области.

Согласно выписки из финансового лицевого счета № по  ...   ...  квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг, Глуховым А.Н. оплачивалась плата за найм жилого помещения именно в пользу соответствующих муниципальных образований.

Судом апелляционной инстанции установлено, что ранее в период с 21 января 2006 года по 22 августа 2007 года спорное жилое помещение занимал военнослужащий Котухов В.А.

Согласно п.5 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Данная правовая норма является императивной. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

В силу указанной выше нормы законодатель установил право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма.

На основании изложенного, жилищная комиссия войсковой части 61669 вправе была распределить военнослужащему Глухову А.Н. жилое помещение расположенное по адресу:  ... , так как в нем ранее так же проживал военнослужащий Котухов В.А.

Тем самым судебная коллегия не усматривает нарушения порядка предоставления военнослужащему Глухову А.Н. жилого помещения.

При установленных обстоятельствах непродолжительность срока службы Глухова А.Н., не дает основания признать обеспечение последнего жильем неправомерным.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец и члены его семьи фактически занимают спорное жилое помещение на основании договора социального найма, и с доводами ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, так как квартира была предоставлена именно как служебная, нельзя согласиться.

Вышеназванные требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела, нарушению прав истцов и необоснованному отказу в удовлетворении их требований.

Часть 1 статьи 328 ГПК РФ гласит: по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив правильность применения судом при рассмотрении норм материального и процессуально права, судебная коллегия приходит к выводу о наличие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку при установленных обстоятельствах состоявшееся по делу решение Белевского районного суда Тульской области от 14 мая 2012 года нельзя признать законным и обоснованным.

В связи с этим, решение суда как постановленное с нарушением норм материального права подлежит отмене.

В силу решения от 23 марта 2012 года Собрания депутатов муниципального образования город Белев Белевского район Тульской области о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов муниципального образования г.Белев Белевского района Тульской области 2 созыва в связи с самороспуском, и на основании ч.1.2 ст.24 и ч.5 ст.65 Устава муниципального образования город Белев Белевского района Тульской области п.2 ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия администрации муниципального образования город Белев Белевского Тульской области района перешли к администрации муниципального образования Белевский район Тульской области.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу установлены в полном объеме, судебная коллегия считает необходимым, вынести новое решение, которым удовлетворить исковые требования Глухова А.Н. Глуховой О.Н. и Глухова П.А. удовлетворить частично и обязать администрацию муниципального образования Белевский район заключить с Глуховым А.Н. договор социального найма жилого помещения по двухкомнатной квартире общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м., расположенной по адресу:  ... .

Положения ст.265 ГПК РФ определяет условия, при которых суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, а именно: только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Наличие указанных условий истцом указано не было, а из содержания заявленных требований следует, что между Глуховым А.Н. и администрацией муниципального образования Белевский район имеется спор о праве на жилое помещение.

Разрешив спор о праве по существу, судебная коллегия приходит к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований об установлении факта имеющего юридическое значение, что прямо следует из содержания положений ст.263 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Белевского районного суда Тульской области от 14 мая 2012 года отменить.

Постановить новое решение, которым обязать администрацию муниципального образования Белевский район Тульской области заключить с Глуховым А.Н. договор социального найма жилого помещения по двухкомнатной квартире общей площадью <...> кв.м., в том числе жилой <...> кв.м., расположенной по адресу:  ...

В удовлетворении остальных требований Глухова А.Н., Глуховой О.Н. и Глухова <...> отказать.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка