СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 сентября 2010 года Дело N 33-2320

председательствующего Бугакова О.А.

судей Гавриловой Е.В., Ходаковой Л.А.,

при секретаре Кишаеве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Захарова В.Г. на решение Донского городского суда Тульской области от 15 июня 2010 года по делу по иску Захарова В.Г. к администрации муниципального образования город Донской о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19.10.2004 года.

Заслушав доклад судьи Гавриловой Е.В, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Захаров В.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Донской о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающегося с 19.10.2004 года.

В обоснование требований указал, что на основании постановления главы Донского муниципального образования от 07.06.2000г. № 570 «Об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии», и в соответствии п.7 решения исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 26.09.1984 года № 11-503 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Тульской области» он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и  поставлен на учет по выдаче жилищного сертификата, как бывший сотрудник государственной противопожарной службы УВД Тульской области. Прокурором г.Донского, внесено представление главе муниципального образования город Донской об исключении его, из Списка граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением им своих жилищных условий. Во исполнение данного представления, в постановление главы муниципального образования г.Донской от 07.06.2000 года № 570, постановлением от 03.11.2006 года № 1257 внесены изменения об исключении из абзаца 2 пункта 1, а именно сведений о постановке Захарова В.Г. на учет в улучшении жилищных условий.

В дальнейшем истец неоднократно обращался к ответчику с требованиями о пересмотре срока постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но на его обращения главой муниципального образования город Донской было разъяснено, что на учете в качестве нуждающихся Захаров В.Г., не состоит, в связи с чем, для рассмотрения данного вопроса необходимо предоставить пакет документов. Однако истец полагает, что данные документы уже находятся в администрации муниципального образования. Считает постановление главы Донского муниципального образования от 03.11.2006 года № 1257 незаконным, поскольку при условии ухудшения им своих жилищных условий 19.10.1999 года, на учет он мог быть поставлен уже 19.10.2004 года, еще до вынесения данного постановления. Кроме того, поскольку до настоящего времени его жилищные условия не изменились, полагает, что ответчик, обязывая его предоставить документы, желает поставить его на учет в качестве нуждающегося, на момент их подачи, а не на момент 2004 года, что нарушает его права и законные интересы, как пенсионера ОВД РФ.

В судебном заседании Захаров В.Г. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Пояснил, что определением Донского городского суда Тульской области ему было отказано в принятии заявления об обжаловании решения главы Донского муниципального образования от 3.11.2006 года №1257 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования город Донской от 07.06.2000 года № 570 «Об утверждении решения ЖБК». В кассационном порядке данное определение суда не обжаловалось, а в приеме надзорной жалобы ему было отказано. Каких-либо новых документов для рассмотрения его заявлений о постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, представленных ответчику в 2008-2009 годах, он в администрацию муниципального образования город Донской после постановки его в 2000 году на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не представлял. Считает, что для рассмотрения его заявлений от 2008-2009 годов ответчик должен взять за основу документы, представленные им ранее еще в 2000 году, поскольку обстоятельства, изложенные в них до настоящего времени не изменились.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Донской по доверенности Золоедова М.В. в судебном заседании исковые требования Захарова В.Г. не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Донским городским судом Тульской области 15 июня 2010 года постановлено решение, которым Захарову В.Г. отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Захаров В.Г. просит указанное решение отменить, как незаконное и необоснованное.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Захарова В.Г., судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что решением жилищно-бытовой комиссии от 18.10.1999 года начальнику государственной противопожарной службы Захарову В.Г., выделено свободное помещение площадью 6 кв.м. в квартире ....

Постановлением главы Донского муниципального образования от 07.06.2000 года № 570 «Об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии», в соответствии п.7 решения исполкома Тульского областного Совета народных депутатов от 26.09.1984 года № 11-503 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Тульской области» Захаров В.Г признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет.

10.10.2006 года прокурором г.Донского главе муниципального образования город Донской внесено представление "Об устранении нарушений жилищного законодательства" с требованием отменить постановление главы Донского муниципального образования от 07 июня 2000 года №570 в части постановки на учет на улучшение жилищных условий Захарова В.Г

Постановлением главы муниципального образования город Донской от 03.11.2006 года № 1257 во исполнение представления прокурора г.Донского "Об устранении нарушений жилищного законодательства" от 10.10.2006 года были внесены изменения в постановление главы Донского муниципального образования от 07.06.2000 года № 570 «Об утверждении решения жилищно-бытовой комиссии», из указанного документа исключен абзац 2 пункта 1, касающийся постановки на учет на улучшение жилищных условий Захарова В.Г.

Рассматривая требования Захарова В.Г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что доводы истца о незаконности постановления главы администрации муниципального образования г. Донской от 03 ноября 2006 года № 1257 нельзя признать состоятельными, поскольку им пропущен срок для обжалования данного постановления.

Кроме того, суд первой инстанции не усмотрел в ответах главы администрации муниципального образования город Донской отказа Захарову В.Г. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и пришел к выводу, что между сторонами отсутствует какой-либо спор.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, считает их преждевременными и основанными на неправильном применении норм материального и процессуального законов.

В соответствии со ст. 11 Жилищного Кодекса РФ, защита жилищных прав осуществляется в числе прочих путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

Обращаясь в суд, Захаров В.Г. не ставит вопрос об отмене постановления главы администрации муниципального образования г. Донской от 03 ноября 2006 года № 1257 и не просит признать его незаконным, истец в целях защиты своих жилищных прав фактически просит обязать ответчика восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий.

Истец Захаров В.Г., полагая, что снятие его с учета на улучшение жилищных условий связано с намеренным ухудшением им своих жилищных условий, и считая, что с 19.10.2004 года у него, в силу Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года № 335, появилось право быть признанным нуждающимся в жилом помещении и принятым на учет в качестве такового именно с 19 октября 2004 года, неоднократно обращался в администрацию МО г.Донской Тульской области с заявлениями о постановке его на учет на улучшение жилищных условий с конкретной даты -  с 19 октября 2004 года, указывая при этом, что все необходимые документы для постановки его на учет имеются в администрации с 1999 года.

Из ответов администрации МО г. Донской на имя Захарова В.Г. следует, что заявителю подробно разъясняются положения действующего жилищного законодательства о том, в каком порядке осуществляется постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и какие для этого необходимо представить документы, однако, просьба истца о постановке его на учет с 19 октября 2004 года остается не разрешенной.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истцом пропущен срок для обжалования вышеуказанного постановления, и об отсутствии спора между сторонами по делу не состоятелен.

Согласно ст.28 ЖК РСФСР, закона действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

В соответствии со ст.29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного. Московского и Ленинградскою городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах, но две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домахгосударственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР

Согласно ст.30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Согласно п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Тульской области, утвержденных решением исполнительного комитета Тульскою областного Совета народных депутатов от 26.09.1984 года № 31-503, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

а)имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи неболее 6,5 кв. м

б)проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленнымсанитарным и техническим требованиям;

в)проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составесемьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

г)проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьипри отсутствии родственных отношений;

д)проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временныхработников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан,поселившихся в связи с обучением;

с)проживающие не менее двух лет на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

ж)проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями (коммунальныхквартирах) и имеющие право на первоочередное получение жилья в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР, независимо от размера занимаемой жилой площади;

з)проживающие в служебных жилых помещениях, независимо от размеражилой площади.

Не подлежат приему на учет на улучшение жилищных условий в течение 5 лет граждане:

осуществившие раздел или обмен жилой площади, в результате которого искусственно ухудшились жилищные условия в семье и в связи с этим они стали нуждающимися в улучшении жилищных условий на основаниях, предусмотренных настоящей статьей;

осуществившие прописку родственников из других местностей или перепрописку их внутри города, поселка, в результате чего образовался недостаток жилой площади, и семья стала нуждаться в улучшении жилищных условий. Исключение составляют несовершеннолетние дети и супруги.(в ред. Решения Исполнительного комитета Тульского областного Совета народных депутатов от 22.04.1986 N 7-243).

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Пунктом 2 статьи 56 ЖК РФ установлено, что органы местного самоуправления, принимая решение о снятии гражданина с учета, в своем решении обязаны указать конкретную причину снятия со ссылкой на одно из перечисленных в статье 56 ЖК РФ оснований.

Истец Захаров В.Г., как сказано выше полагает, что снятие его с учета на улучшение жилищных условий связано с намеренным ухудшением им своих жилищных условий

Однако, в постановлении главы администрации муниципального образования г. Донской от 03 ноября 2006 года № 1257 такого основания не указано, как не указано и на то, что в представленных Захаровым В.Г. документах выявлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия его на учет, а также на то, что имели место быть неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела усматривается, что Захаров В.Г. зарегистрирован в квартире ...., имеющей статус служебно-бытового помещения при административном здании пожарного депо ПЧ-78 17 ОГПС МЧС России Тульской области.

Для выяснения того, были ли нарушены жилищные права Захарова В.Г., суду первой инстанции необходимо было тщательным образом проверить какие же основания послужили для снятии истца с  учета в  качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Для чего исследовать и установить следующие юридически значимые обстоятельства: какие жилищные условия имел Захаров В.Г. на момент регистрации в квартире .... и какими причинами вызвана его регистрация в данном помещении; где был зарегистрирован и проживал истец до регистрации в указанном жилом помещении; проживал ли Захаров В.Г. фактически в квартире .... и  производилась ли им оплата коммунальных услуг за данное помещение; выяснить его жилищные условия в настоящее время; запросить для изучения документы по постановке в 2000 году Захарова В.Г. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; истребовать материалы прокурорской проверки; выяснить какой статус имеет жилое помещение, где зарегистрирован истец; привлечь к участию в деле собственника данного помещения; установить имелись ли реальные все необходимые условия для признания за Захаровым В.Г. права состоять на учете.

Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного спора, подлежали проверке при рассмотрении гражданского дела, однако в нарушение требований ст.ст.56, 198 ГПК РФ судом не исследовались и не проверялись.

Таким образом, постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение, так как судебная коллегия не может исправить нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции.

При новом рассмотрении данного гражданского дела, суду следует учесть вышеизложенное, устранить отмеченные недостатки и разрешить спор в строгом соответствии с законом.

Руководствуясь ст.361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Донского городского суда Тульской области от 15 июня 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: ....

Судьи: ....

....

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка