• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 16 февраля 2012 года Дело N 33-267
 

16 февраля 2012 года

город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Дорохина О.М.,

судей Крыловой Э.Ю., Юрковой Т.А.,

при секретаре Слукиной У.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района Тульской области на решение Ясногорского районного суда Тульской области от 14 ноября 2011 года по гражданскому делу по иску Татарницевой Н.П. к администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района о признании нуждающейся в жилом помещении, постановке на учет и предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Татарницева Н.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, проживающего в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении ей однокомнатной квартиры по договору социального найма вне очереди в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как страдающей тяжелой формой хронического заболевания.

В обоснование заявленных требований Татарницева Н.П. указала на то, что она страдает тяжелой формой хронического заболевания - сосудистой деменцией, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Постановлением главы администрации муниципального образования Ясногорский район от ... ей для проживания предоставлена комната в трехкомнатной коммунальной квартире № ... .

Однако считает, что ей должна быть предоставлена отдельная однокомнатная квартира по указанному выше основанию.

В судебное заседание истец Татарницева Н.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители истца Татарницевой Н.П. по ордеру адвокат Гагарина Г.В., по устному заявлению Гаврилюк Л.И. в судебном заседании требования Татарницевой Н.П. поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района по доверенности Демина Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований Татарницевой Н.П., считая их необоснованными.

Привлеченные судом к участию в деле представитель ответчика администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области, третьи лица Высокова В.П., Жеребцов Д.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Ясногорского районного суда Тульской области от 14 ноября 2011 года постановлено:

Иск Татарницевой Нины Петровны удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района признать Татарницеву Н.П. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как гражданина, проживающего в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Обязать администрацию муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района поставить Татарницеву Н.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст. 52 ЖК РФ и предоставить Татарницевой Н.П. однокомнатную квартиру по договору социального найма вне очереди в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как страдающей тяжелой формой хронического заболевания.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела в порядке ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя истца Татарницевой Н.П. по ордеру адвокат Гагариной Г.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке отсутствуют.

Разрешая возникшие между сторонами спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Татарницевой Н.П., постановил законное и обоснованное решение.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства дела и подтверждается исследованными судом доказательствами, Татарницева Н.П. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ... .

Постановлением главы муниципального образования «Ясногорский район» № № от ... «Об утверждении акта межведомственной комиссии по определению состояния жилищного ветхого фонда в МО «Ясногорский район», с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением главы администрации муниципального образования Ясногорский район» № № от ... , утвержден акт межведомственной комиссии от ... , согласно которому жилой дом, расположенный по адресу: ... , признан непригодным для проживания.

Постановлением главы администрации муниципального образования Ясногорский район Тульской области № № от 06 ... , Татарницевой Н.П. на состав семьи из двух человек предоставлена одна комната в коммунальной квартире № № общей площадью 21,3 кв.м, жилой площадью 12,94 кв.м, со снятием с учета на улучшение жилищных условий.

Татарницева Н.П. является инвалидом третьей группы бессрочно с 14 марта 2008 года (справка серии МСЭ-2006 № № от ... ).

У Татарницевой Н.П. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с другими гражданами (диагноз сосудистая деменция, F 01.12).

В соответствии с пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817, Татарницева Н.П. имеет право на дополнительную жилую площадь.

02 марта 2011 года Татарницева Н.П. обратилась к главе муниципального образования г. Ясногорск с заявлением о признании ее, страдающей тяжелой формой заболевания, нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся и предоставлении однокомнатной квартиры по договору социального найма, однако в этом ей было отказано.

Принимая решение об удовлетворении требований Татарницевой Н.П. к администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, как гражданина, проживающего в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, обязании поставить Татарницеву Н.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии со ст. 52 ЖК РФ и предоставить ей однокомнатную квартиру по договору социального найма вне очереди, суд первой инстанции правомерно руководствовался пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Татарницевой Н.П.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент первоначального обращения Татарницевой Н.П. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.

Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

К названной категории граждан относится и Татарницева Н.П.

Как занимаемой Татарницевой Н.П. жилое помещение - комната площадью 13,2 кв.м, расположенное по адресу: Тульская ... , так и предоставленное другое жилое помещение - комната общей площадью 12,94 кв.м, жилой площадью 21,3 кв.м, находятся в коммунальных квартирах, занятых несколькими семьями, следовательно, имеется необходимое условие для признания истца нуждающимся в жилом помещении по основанию п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ - проживание в квартире, занятой несколькими семьями.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Татарницевой Н.П.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ст. 14 Федерального закона РФ №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 15 вышеназванного Федерального закона определено, что к вопросам местного значения муниципального района обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительств не относится.

Как усматривается из Устава муниципального образования Ясногорский район Тульской области, полномочий по обеспечению жильем нуждающихся категорий граждан у администрации Ясногорского района не имеется.

В то же время, судебной коллегией установлено, что прием граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление жилых помещений на территории Ясногорского района осуществляются органами местных самоуправлений поселений, а не администрацией Ясногорского района.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Устава муниципального образования г. Ясногорск Ясногорского района Тульской области к вопросам местного значения муниципального образования относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по предоставлению Татарницевой Н.П. жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Ясногорска Ясногорского района Тульской области являются обоснованными.

Суждения кассатора о том, что надлежащим ответчиком по требованию об обязании предоставить жилое помещение является администрация муниципального образования Ясногорский район не основаны на законе.

Указание на отсутствие у администрации муниципального образования г. Ясногорск Ясногорского района жилого помещения для предоставления Татарницевой Н.П. не является основанием для лишения последней права на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку по существу они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении, и как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Нарушений требований норм гражданского процессуального законодательства РФ, а также норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении данного дела не допущено.

Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 2 Федерального закона № 353-ФЗ от 09 декабря 2010 года, ст. ст. 347, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ясногорского районного суда Тульской области от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Ясногорск Ясногорского района Тульской области - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна

Судья  

Секретарь




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-267
Принявший орган: Тульский областной суд
Дата принятия: 16 февраля 2012

Поиск в тексте