• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 22 мая 2012 года Дело N 33-1697
 

22 мая 2012 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Пудова А.В.,

судей: Коженовой Т.В., Дмитриевой Г.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2012 года, которым удовлетворен иск Власова В.В.

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения истца Власова В.В., представителя Военного комиссариата Смоленской области - Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

установила:

Власов В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Смоленской области (далее ВК СО) о взыскании недополученной премии, ссылаясь на то, что с 31.05.2006 г. по 12.12.2011 г. работал в ВК СО в должности сторожа. По итогам работы за 3 и 4 квартал 2011 г. ему подлежала выплате премия, однако таковая работодателем выплачена не была, т.к. он был уволен с занимаемой должности до издания приказа о премировании. Уточнив требования, просил взыскать с ответчика в его пользу недополученную премию в размере ... руб.

Представитель ВК СО Овчинникова Н.А. иск не признала, указав, что премия по итогам работы за 3 и 4 кварталы 2011г. Истцу не выплачена, поскольку на момент издания приказа от 14.12.2011г. он не состоял в трудовых отношениях с работодателем. Кроме того, предоставление гражданским работникам военных комиссариатов мер социальной поддержки в виде выплаты премии по итогам работы в рамках приказа МО РФ № 1010 от 26.07.2010г. является не обязанностью работодателя, а его правом.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26.03.2012 г. иск Власова В.В. удовлетворен. С ВК СО в пользу истца взыскана недополученная премия по итогам работы за 3 и 4 квартал 2011 г. в размере ... руб.

В апелляционной жалобе ВК СО просит решение отменить, указав, что при увольнении с истцом был произведен окончательный расчет. Оспариваемая премия не несет обязательного характера и не является гарантированной, и выплачивается с учетом численности личного состава, находящегося в штате ВК СО на момент выплаты.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, не находит оснований для его отмены.

Согласно ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а также полную и достоверную информацию об условиях труда.

В соответствии совыводам к следующте ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Из материалов дела видно, что 31.05.2006 г. Власов В.В. был принят на работу в Объединенный военный комиссариат на должность сторожа.

Приказом от 12.12.2011 г. истец уволен на основании п. 2 ст. 81 ТК РФ, в связи с сокращением численности работников.

В соответствии с телеграммой Военного комиссара Смоленской области начальником отдела ВКСО было представлено ходатайство о поощрении личного состава в соответствии со штатным расписанием.

Согласно п. 3.1 Коллективного договора оплата труда работников ВК СО производится в соответствии с приказом МО РФ от 10.11.2008 г. № 555, которым утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации (далее Положение).

В силу пп. «б» п. 10 Положения, в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 г. № 818, включая премиальные выплаты по итогам работы; иные виды стимулирующих выплат, учитывающие интенсивность и высокие результаты работы.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы (п. 11).

На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны Российской Федерации порядке (п. 13).

Порядок и условия премирования, показатели премирования и условия, при которых работники могут быть лишены или которым снижены размеры премий, устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями воинских частей по согласованию с профсоюзными органами или иными представительными органами работников (п. 83).

Вознаграждение не выплачивается (если иное не предусмотрено коллективным договором): работникам, заключившим срочный трудовой договор на срок до двух месяцев; работникам, выполняющим работу на условиях почасовой оплаты; работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет; работникам, уволенным с работы за виновные действия (п.п. 5-11 ст. 81 ТК РФ); работникам, принятым с испытательным сроком и уволенным при неудовлетворительном результате испытания (п. 97).

Вышеуказанные и иные выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (п. 98).

Кроме того, Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 26.07.2010г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации « (далее - Приказ) предусмотрены за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы).

В силу п. 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 (далее Порядок), не представляются к дополнительному материальному стимулированию: лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.

Судом установлено, что истец дисциплинарные взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, а также нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не имеет. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, сведения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности суду не предоставлены.

Удовлетворяя иск, суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований о взыскании недополученной премии за 3-й и 4-й квартал 2011 г. в размере фактически отработанного времени ввиду отсутствия оснований для лишения истца оспариваемой премии, предусмотренных Положением и Порядком, поскольку выплата премии по итогам работы не должна носить произвольный характер в отношении отдельных работников, при этом, лишение работника указанной премии должно быть мотивированным, основанным на фактах неудовлетворительного исполнения им своих трудовых обязанностей, иных отрицательных причин и обстоятельств.

Довод жалобы о том, что при увольнении с истцом был произведен окончательный расчет, необоснован, поскольку выплата истцу выходного пособия, ежемесячной премии, единовременного денежного вознаграждения за 2011 г. не может свидетельствовать об отсутствии оснований для выплаты спорного материального стимулирования, напротив, изложенное свидетельствует об отсутствии у работодателя оснований для лишения истца оспариваемой выплаты.

Довод жалобы о том, что оспариваемая премия не несет обязательного характера и не является гарантированной, и выплачивается с учетом численности личного состава, находящегося в штате ВК СО на момент выплаты, несостоятелен.

В соответствии с п. 1 Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Из материалов дела усматривается, что истец исполнял трудовые обязанности в период с 31.05.2006 г. по 12.12.2011 г.

Суд обоснованно указал, что сам по себе факт увольнения истца за несколько дней до издания приказа от 14.12.2011 г. не может служить основанием для лишения истца спорной премиальной выплаты, начисляемой за отчетный период, в котором последний состоял в трудовых отношениях с работодателем.

Согласно п.89 Положения гражданскому персоналу, отработавшему в воинской части (учреждении) неполный календарный год, вознаграждение выплачивается пропорционально отработанным полным календарным месяцам.

Власов В.В. фактически полностью отработал 3-й и 4-й квартал 2011 года, по итогам которых осуществлялось премирование работников, что ответчиком не оспорено. Неначисление и невыплата истцу премии за отчетный период по мотиву прекращения с ним трудовых отношений к моменту издания приказа о начислении и выплате премии является незаконным, ставящим истца в неравное положение с работниками ВК СО, которым премия начислена и выплачена в связи с продолжающимися с ними трудовыми отношениями.

Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Таким образом, оснований для лишения истца премии за 3-й и 4-й квартал 2011 г., предусмотренной вышеуказанным Положением, по делу не усматривается.

Кроме того, доказательств наличия каких-либо объективных причин, позволяющих работодателю не включать истца в число лиц, которым выплачивается премия, суду представлено не было.

Ссылка в жалобе на то, что в настоящее время у ВК СО отсутствуют денежные средства для выплаты истцу дополнительного материального стимулирования, не может быть учтена. Поскольку работодатель не доказал в суде наличие оснований для лишения истца спорной выплаты, указанное обстоятельство не может препятствовать восстановлению нарушенного права работника.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно определил и истолковал закон, подлежащий применению, поэтому оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Военного комиссариата Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1697
Принявший орган: Смоленский областной суд
Дата принятия: 22 мая 2012

Поиск в тексте