• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 02 апреля 2012 года Дело N 33-715
 

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего: Кочергиной Н.А.

Судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.

При секретаре: Чильманкиной А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании 02 апреля 2012 года гражданское дело по иску Кузнецова И.С. к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии с учетом коэффициента 1,5 к должностному окладу в связи с работой с химическим оружием, взыскании недополученной пенсии,

по кассационной жалобе Военного комиссариата Тамбовской области и по апелляционной жалобе Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., коллегия,

Установила:

Кузнецов И.С. является пенсионером Министерства обороны РФ с 18 июня 1998 года. Перед уходом на пенсию с 29 ноября 1996 года проходил военную службу в должности старшего помощника начальника учебного отдела Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, связанной с использованием химического оружия.

Кузнецов И.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области( далее ВКТО) о перерасчете пенсии с 01 апреля 2002 года по 31 октября 2011 года с учетом увеличения должностного оклада по последней занимаемой должности по установленному коэффициенту 1,5, просил обязать ВКТО произвести перерасчет пенсии и выплатить задолженность.

В обоснование иска Кузнецов И.С. указал, что в период службы на последней занимаемой должности он был занят на работах с применением и использованием химического оружия, то есть, его должность соответствовала требованиям ст. 1 ФЗ от 11. июля 2000 года № 136 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием». В соответствии с постановлением Правительства РФ № 187 от 29 марта 2002 года «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» ему, как занятому на работах с химическим оружием, гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 декабря 2011 года исковые требования Кузнецова И.С. удовлетворены полном объеме.

26.12.2011 года на указанно решение Военным комиссариатом Тамбовской области подана кассационная жалоба.

В кассационной жалобе ВКТО просит данное решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Указывает, что военный комиссариат не располагает сведениями о внесении Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, в котором проходил службу истец, в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки.

Кроме того, нормативные правовые акты Российской Федерации о мерах социальной поддержки отдельной категории военнослужащих не содержат прямых указаний о праве на перерасчет пенсий из увеличенных (повышенных) окладов по должностям лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу этих нормативных правовых актов, а военные комиссариаты не располагают сведениями о праве лиц, уволенных с военной службы на соответствующие меры социальной поддержки. Рассмотрение вопросов о наличии либо отсутствии права лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, соответствующими нормативными документами Министерства обороны отнесено к компетенции того органа военного управления, из которого данный военнослужащий увольнялся. Поэтому работа по утверждению списков военнослужащих, непосредственно занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 ФЗ от 7 ноября 2000г. №136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», работа на которых даёт право на социальные гарантии, возложена на Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил Российской Федерации и Управление Финансово-экономической деятельности Центрального Аппарата.

В апелляционной жалобе на указанное решение Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации просит данное решение отменить, ссылаясь, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.

Ссылается, что Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты, в котором И.С.Кузнецов проходил военную службу, в список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденный постановлением Правительства РФ от 06 июня 2002 года № 386-25, не включено, в связи с чем истец права на предоставление ему мер социальной поддержки не имеет.

Поскольку И.С.Кузнецов был уволен с военной службы в запас с воинской должности «старший помощник начальника учебного отдела», которая предусмотрена в списке профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июня 2002 года № 386-25, истец имеет право на перерасчет назначенной ему пенсии, но лишь начиная с 01 января 2006 года.

Факт производства перерасчета пенсии за период с 01 апреля 2002 года по 31 декабря 2005 года некоторым военным пенсионерам, уволенным из Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты имени Н.Н.Подвойского, не свидетельствует о праве И.С.Кузнецова на пересмотр назначенной ему в период с 01 апреля 2002 года по 31 декабря 2005 года пенсии, поскольку законность и обоснованность пересмотра пенсии указанным военным пенсионерам судом первой инстанции не проверялась.

В нарушение требований ГПК РФ суд первой инстанции не привел в мотивировочной части решения суда ссылок на какие-либо нормативно-правовые акты Российской Федерации, на основании которых он отверг вышеуказанные доводы Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации и пришел к незаконному и необоснованному выводу о том, что И.С.Кузнецов имеет право на перерасчет назначенной ему в период с 01 апреля 2002 года по 31 декабря 2005 года пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу Кузнецов И.С. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Указывает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы надуманы и противоречат фактам, установленным в судебном процессе. Кроме того в жалобе не приведено ни одного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены или изменения решения суда, суть жалобы сводится к переоценке доказательств положенных в основу решения. По мнению авторы жалобы в деле соблюдены правила относимости и допустимости доказательств, правильно оценены имеющиеся в деле доказательства. Суд правомерно и обоснованно применил законы, подлежащие применению к данным отношениям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отменны постановленного решения.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции на момент возникновения спорного правоотношения, т.е. в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 N 186-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 28.11.1995 № 186-ФЗ, от 21.07.1998 № 117-ФЗ) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно - исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно части второй и части третьей статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. К первой группе работ с химическим оружием относятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, при выполнении которых используются токсичные химикаты, относящиеся к химическому оружию.

Перечень токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, а также конкретный список производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона № 136-ФЗ предусматривает, что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению.

В приложении к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет 1,5.

Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 386-25 (в редакции постановлений от 31 декабря 2004 года № 910-49, от 17 декабря 2005 года № 769-44, от 10 сентября 2007 года № 573-27, от 27 января 2009 года № 26-1), введенным в действие с 1 апреля 2002 года, утверждены список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, а также список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.

Удовлетворяя исковые требования Кузнецова И.С., суд обоснованно исходил из того, что истец имеет право на перерасчет пенсии с 01.04.2002 года, поскольку его служба в должности старшего помощника начальника учебного отдела Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты относилась к работе с химическим оружием по второй группе работ в соответствии с частями 2 и 3 ст.1 ФЗ № 136-ФЗ от 07.11.2000 г.; Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты с 01.11.1998 г. было переименовано в Тамбовский филиал Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, который включен в Список производств с вредными условиями труда, работа которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 7 ноября 2000 года, что фактически не оспаривается и Управлением начальника войск РХБЗ ВС РФ.

Вместе с тем, приводимые в апелляционной жалобе Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации доводы о том, что истец имеет право на перерасчет пенсии только с 01 января 2006 года, а не с 01 04.2002 года (как требует истец) по сути несостоятельны.

Согласно ст.55 Закона № 4468-1 от 12.02.1993г. при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Согласно части 2 ст.58 данного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Проанализировав названные выше нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Кузнецов И.С., который занимал перед увольнением с военной службы должность, предусмотренную Списком профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, приобрел право на указанные социальные гарантии с 01 апреля 2002, т.е с момента установления повышающего коэффициента 1,5 к его должностному окладу.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у истца права на перерасчет пенсии именно с 01.04.2002 года суду не представлено.

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а так же о признании недействующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187 « Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» в части касающейся размер (коэффициента) увеличения окладов по воинским должностям военнослужащих, занятых на работах с химическим оружием размер (коэффициент) увеличения окладов по воинским должностям военнослужащих, занятых на работах, относящихся ко второй группе работ с химическим оружием уменьшен с 1,5 до 1,25.

В этой связи доводы представителя военного комиссариата Тамбовской области о перерасчете и выплате пенсии с учетом требований приведенного Постановления Правительства РФ заслуживают внимания, а оспариваемое решение в части перерасчета пенсии подлежит изменению, обязав военный комиссариата Тамбовской области произвести перерасчет пенсии Кузнецову И.С. с применением коэффициента 1,5 к должностному окладу старшего помощника начальника учебного отдела Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты в связи с работой с химическим оружием по второй группе за период с 01.04.2002 года по 31.12.2011 года, с 01.01.2012 года с применением коэффициента 1,25.

В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной и апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 декабря 2011 года изменить.

Обязать военный комиссариата Тамбовской области произвести перерасчет пенсии Кузнецову И.С. с применением коэффициента 1,5 к должностному окладу старшего помощника начальника учебного отдела Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты в связи с работой с химическим оружием по второй группе за период с 01.04.2002 года по 31.12.2011 года с применением коэффициента 1,5, с 01.01.2012 года с применением коэффициента 1,25.

В остальной части решение Ленинского районного суда от 19 декабря 2011годла оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области, апелляционную жалобу Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-715
Принявший орган: Тамбовский областной суд
Дата принятия: 02 апреля 2012

Поиск в тексте