• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 23 июля 2012 года Дело N 33-2007
 

23 июля 2012 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Клепиковой Е.А.,

судей Малининой О.Н., Рожковой Т.В.,

при секретаре Теткиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 мая 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах Нагайцева В.Н., Нагайцевой В.Ф., Нагайцевой М.В., Нагайцева Д.В., Нагайцевой С.В., Нагайцевой В.Д. к администрации г. Тамбова о признании действий (бездействия) администрации г. Тамбова незаконным, о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

заслушав доклад судьи Малининой О.Н., апелляционная инстанция

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением администрации г. Тамбова от 06.10.2011 г. № 7113 жилой дом №*** г. Тамбова признан аварийным.

Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд с иском в интересах Нагайцева В.Н., Нагайцевой В.Ф., Нагайцевой М.В., Нагайцева Д.В., Нагайцевой С.В., Нагайцевой В.Д. к администрации г. Тамбова о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указав, что в ходе проверки соблюдения жилищных прав граждан, установлено, что занимаемая семьей Нагайцевых квартира № *** дома №*** г. Тамбова общей площадью *** кв.м является муниципальной собственностью. Дом находится в неудовлетворительном состоянии. Проживание в данном помещении представляет опасность для жизни и здоровья граждан, так как здание имеет большой физический износ его конструктивных элементов. Другого жилья у истцов не имеется. В соответствии со ст. 85 ЖК РФ Нагайцевы должны быть переселены в благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 89 ЖК РФ. Администрация г. Тамбова каких-либо мер по переселению граждан из аварийного жилого помещения не принимает, чем нарушаются права и законные интересы последних.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28 мая 2012 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах Нагайцева В.Н., Нагайцевой В.Ф., Нагайцевой М.В., Нагайцева Д.В., Нагайцевой С.В., Нагайцевой В.Д. удовлетворены.

Бездействие администрации г. Тамбова по переселению Нагайцева В.Н., Нагайцевой В.Ф., Нагайцевой М.В., Нагайцева Д.В., Нагайцевой С.В., Нагайцевой В.Д. из квартиры №*** дома №*** г. Тамбова признано незаконным.

На администрацию г. Тамбова возложена обязанность по предоставлению Нагайцеву В.Н., Нагайцевой В.Ф., Нагайцевой М.В., Нагайцеву Д.В., Нагайцевой С.В., Нагайцевой В.Д. по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

Не согласившись с вынесенным судом решением, администрация г. Тамбова подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, считая, что оно вынесено с нарушением норм материального права.

Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г.№47 жилищному комитету администрации г. Тамбова поручено в срок до 01.11.2017 года организовать работу по отселению граждан из жилых помещений указанного дома в части жилых помещений муниципального жилищного фонда. МУ «Долговой центр» поручено обеспечить безопасное проживание граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях в доме №*** г. Тамбова.

Поэтому поскольку администрацией г. Тамбова не нарушены сроки, установленные для отселения граждан, то и не имеется оснований для признания бездействия администрации г. Тамбова и предоставления жилых помещений по договору социального найма в принудительном и внеочередном порядке.

Ссылается на то, что семья истцов состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в администрации г. Тамбова, но судом не было исследовано, имеют ли они право быть обеспеченными жилым помещением на момент рассмотрения данного дела. Поэтому законных оснований для предоставления им жилого помещения по договору социального найма нет.

Считает, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 05.03.2009 г. № 379-О-П, предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

То есть истцы свой статус малоимущих не подтвердили, и поэтому у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не возникла обязанность по предоставлению им жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Тамбова по доверенности Иванова И.В. настаивала на отмене обжалуемого решения и удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней основаниям.

Старший помощник прокурора Ленинского района г.Тамбова Круцких В.Н., истцы Нагайцева В.Ф., Нагайцева М.В. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что администрация г.Тамбова не принимает никаких реальных мер по переселению граждан из аварийного дома, проживание в котором представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ, к числу таких граждан относятся проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судом установлено, что квартира №*** в доме №*** г. Тамбова, общей площадью *** кв.м., в которой зарегистрированы и проживает семья Нагайцевых, является муниципальной собственностью.

Ориентировочное время постройки жилого дома, являющегося выявленным объектом культурного наследия, - начало 20 века.

Заключением Межведомственной комиссии № 37 от 08.09.2001 года жилой дом № *** г.Тамбова признан аварийным и подлежащим реконструкции, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации конструктивных элементов, их технического состояния от неудовлетворительного до аварийного, и несоответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Постановлением администрации г.Тамбова № 7113 от 06.10.2011 года жилой дом № *** г.Тамбова признан аварийным и подлежащим реконструкции, так как относится к объектам культурного наследия. На жилищный комитет администрации г.Тамбова возложена обязанность организовать работу по отселению граждан из жилых помещений дома № *** (п.2); МУ «Долговой центр» должен расторгнуть договоры социального найма с гражданами, проживающими в этом многоквартирном доме (п.3.1) и обеспечить безопасное проживание граждан в доме до их отселения (п.3.2)

02.11.2011г. в данное постановление внесены изменения: пункт 3.1. исключен, п.2 дополнен сроком до 01.11.2017 года.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г.Тамбова о признании незаконным бездействие администрации г.Тамбова по переселению вышеуказанных граждан из аварийного жилья, обоснованно с учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также материального закона, который подлежит применению по данному делу, пришел к выводу о том, что дом, в котором проживают истцы, в установленном законом порядке признан аварийным и непригодным для проживания, однако, решение о переселении жителей никоим образом не исполняется.

Довод в апелляционной жалобе о том, что права истцов нельзя считать нарушенными, поскольку предусмотренный Постановлением администрацией г.Тамбова № 7113 от 06.10.2011г. (с изменениями от 02.11.2011г.) срок переселения еще не истек, не может повлиять на выводы суда, так как из пояснений представителя ответчика следует, что денежные средства на проведение указанных мероприятий не выделены, безопасность проживания граждан до настоящего времени не обеспечена, что свидетельствует об отсутствии конкретных действий со стороны ответчика по его исполнению.

При наличии опасности для жизни и здоровья истцов, проживающих в аварийном доме, предоставление другого жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.

Соответствующая правовая позиция об обязанности незамедлительного предоставления органом местного самоуправления другого благоустроенного жилого помещения изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года

Довод жалобы о том, что у суда отсутствовали основания для возложения на администрацию г.Тамбова обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма истцам, так как последние на день вынесения судом решения не были признаны малоимущими, является несостоятельным и не основанным на законе.

В обоснование своего довода ответчик ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 05.03.2009 года N 376-О-П, неверно толкуя его смысл и содержание. Конституционный Суд РФ в своих определениях и решениях неоднократно указывал, что Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом провозглашенные Конституцией РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как настоящий случай, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Таким образом, требования прокурора Ленинского района г.Тамбова об устранении нарушений жилищных прав граждан путем переселения их из аварийного жилья ранее установленного ответчиком срока, не отвечающего требованиям разумности, при указанных выше обстоятельствах, не нарушает указанных конституционных принципов, а соответствует им.

При этом отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не освобождает Администрацию г. Тамбова от возложенных на нее Законом обязанности по переселению истцов из аварийного жилья в реальные сроки и не является основанием для отказа в иске.

Установив, что жилое помещение, занимаемое истицами по договору социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для постоянного проживания граждан, а дом, в котором находится такое жилое помещение - аварийным, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для предоставления истцам другого благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого, и учитывая то, что администрацией до настоящего времени вопрос о переселении граждан из указанного выше жилого дома не разрешен, обоснованно возложил на ответчика обязанность по предоставлению гражданам другого жилого помещения, отвечающего требованиям ст. 89 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 28 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тамбова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2007
Принявший орган: Тамбовский областной суд
Дата принятия: 23 июля 2012

Поиск в тексте