СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2012 года Дело N 33-1346

28 мая 2012 года город Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего Ковешниковой Е.А.

Судей: Малининой О.Н., Рожковой Т.В.

При секретаре Истоминой О.П.

Рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Прошкиной Л.В. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Прошкиной Л.В. к 19 военно-врачебной комиссии Московского военного округа Министерства обороны РФ о признании заключения необоснованным и к Военному комиссариату Тамбовской области о назначении пенсии по случаю потери кормильца и выплате пенсии с декабря 2009 года

Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., апелляционная инстанция,

Установила:

Прошкина Л.В. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Тамбовской области (далее ВКТО) о назначении пенсии по случаю потери кормильца и выплате ее с декабря 2009 года, указав, что 13 ноября 2009 г. при исполнении обязанностей военной службы умер ее сын Прошкин А.П.

Она обратилась в военный комиссариат Тамбовской области по вопросу назначения ей второй пенсии по случаю потери кормильца на основании абзаца 3 ст.7 Федерального закона от 12 февраля 1993г.№ 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

В назначении пенсии ей отказано в связи с тем, что смерть ее сына не связана с исполнением обязанностей военной службы, как того требует указанный Федеральный закон.

С решением ответчика она не согласна, поскольку из представленных ей выписок из приказа № 222 от 19 ноября 2009 г. командира войсковой части 52688, приказа главнокомандующего сухопутными войсками № 48 от 30.11.2009 г., справки начальника штаба войск РХБ защиты ВС РФ от 19.02.2010 г. № 566/3/801 видно, что смерть ее сына связана с исполнением обязанностей военной службы, что дает ей право на получение двух пенсий трудовой и по линии Министерства обороны РФ в связи со смертью кормильца.

Прошкина Л.В. просила обязать военный комиссариат Тамбовской области назначить ей пенсию по случаю потери кормильца и произвести ее выплату с декабря 2009 г.

Впоследствии истица предъявила исковые требования к 19 военно-врачебной комиссии Московского военного округа Министерства обороны РФ о признании незаконным ее заключения № 78 от 16 апреля 2010 г., указав, что данным заключением была необоснованно указана причина смерти ее сына с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», в связи с чем ей отказывают в назначении второй пенсии - по случаю потери кормильца. Считает, что в заключении причина смерти ее сына должна быть указана « военная травма».

Просила также обязать военный комиссариат Тамбовской области назначить ей вторую пенсию - по случаю потери кормильца в соответствии с абзацем 3 ст.7 Федерального закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и произвести ее выплату с декабря 2009 года.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 марта 2012 года в удовлетворении исковых требований Прошкиной Л.В. отказано.

Суд, оставляя требования истицы без удовлетворения, исходил из того, что у истицы Прошкиной Л.В. не возникло право на получение двух пенсий, поскольку заболевание, приведшее к смерти ее сына, получено в период военной службы и, следовательно, не связано с исполнением обязанностей военной службы.

В апелляционной жалобе Прошкина Л.В. просит решение отменить, приводит доводы аналогичные основаниям иска. В жалобе указано, что в судебном заседании 15.03.2012г. представитель военкомата (юрист) признал, что если бы в заключении было бы указано «...при исполнении служебных обязанностей» независимо от вида заболевания, военкомат произвел бы начисление пенсии.

В возражениях на жалобу ВВК ФГК просит оставить решение без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав Конухова А.С. - представителя истицы Прошкиной Л.В., поддержавшего доводы жалобы, Шевякову О.А. и Варнавского А.А. представителей ВКТО, считающих решение суда правильным, проанализировав доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст.61 п.1 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболевай у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов) с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы устанавливаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123 установлено Положение о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с п.З п.п. «г» данного Положения... военно-врачебная экспертиз определяет причинную связь увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов.

В силу п.41 указанного Положения... Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:

а) "военная травма":

если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;

если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач вусловиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условиильготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца),либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия,либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе заграницей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия вних достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит кнегодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе ворганах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;

б) "заболевание получено в период военной службы":

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей)

если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствания документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют;

г)"заболевание радиационно обусловленное получено при исполненииобязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией наЧернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результатерадиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий наЧернобыльской АЭС;

д) "общее заболевание":

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах;

если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах;

е)"заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Из материалов дела видно, что сын истицы - Прошкин А.П. в период прохождения военной службы получил заболевание: «двусторонняя пневмония. Легочно-сердечная недостаточность», которое привело 13 ноября 2009 года к его смерти.

Заключением 19 военно-врачебной комиссии Московского военного округа Министерства обороны РФ № 78 от 16 апреля 2010 г. установлена причинная связь его заболевания, приведшая к его смерти, в редакции «заболевание получено в период военной службы».

Данное заключение соответствует пункту 41 п.п. «б» указанного Положения.

Доводы жалобы истицы и ее представителя о том, что причинная связь заболевания и смерти сына истицы должна быть указана «военная травма», суд апелляционной инстанции находит необоснованными, поскольку они противоречат изложенному выше Положению.

В соответствии со ст.29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно абзаца 1 статьи 7 данного Федерального закона членам семьи умерших (погибших) лиц, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

В силу абзаца 3 статьи 7 этого же Закона родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, а именно: следствие военной травмы или при исполнении иных обязанностей военной службы, имеют право получать две пенсии. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (на основании статьи 30 настоящего Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Исходя из того, что заболевание сына истицы, приведшее к его смерти, получено в период военной службы, и не связано с исполнением обязанностей военной службы, право на получение двух пенсий у Прошкиной Л.В. не возникло.

При таком положении выводы суда об отказе в иске являются правильными, так как соответствуют материалам дела, основаны на действующем и приведенном в решении законодательстве и не опровергаются доводами жалобы.

Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, апелляционная инстанция

Определила:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Прошкиной Л.В. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка