СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2010 года Дело N 33-2615

17 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,

судей Пудова А.В. и Шитиковой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника Гагаринского межрайонного прокурора на решение Гагаринского городского суда Смоленской области от 25 июня 2010 года,

Установила :

Гагаринский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования, обратился в Гагаринский городской суд Смоленской области с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации ... район» от Дата обезличена № Номер обезличен, которым был изменен вид разрешенного использования двух земельных участков площадью ... кв.м. каждый, расположенных по адресу: Смоленская обл., Гагаринский р-н, ... сельское поселение, справа ..., в районе дер. ....

По мнению прокурора, указанное постановление противоречит пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 34, части 2 статьи 37, пункту 20 части 1 статьи 14, пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которых полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, а не муниципальных районов, в состав территории которых входят данные поселения.

Представитель Администрации ... район» Тюрина О.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления муниципального района частью 1 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Обжалуемым решением в удовлетворении заявления прокурора было отказано.

В рассматриваемом кассационном представлении прокурор просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, разграничивающие компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений.

Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационного представления, судебная коллегия находит указанное решение правильным.

Из дела видно, что постановлением Главы администрации ... от Дата обезличена № ..., изданным с учетом результатов публичных слушаний, проведенных Дата обезличена г., был изменен вид разрешенного использования двух земельных участков площадью ... кв.м. каждый, расположенных по адресу: Смоленская обл., Гагаринский р-н, ... сельское поселение, справа ..., в районе дер. ... л.д. 10).

На данное постановление Гагаринской межрайонной прокуратурой принесен протест от 14.04.2009 № 01-10-09 л.д. 16), который, Главой администрации ...», как сообщается в его письме № Номер обезличен от Дата обезличена г., был рассмотрен и отклонен л.д. 17).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на день принятия постановления Главы администрации ... район» от Дата обезличена № Номер обезличен) до утверждения правил землепользования и застройки, но не более чем через 5 лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

Утверждение правил застройки и землепользования поселений отнесено статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения.

Аналогичная норма содержится в статье 11 Земельного кодекса РФ.

При этом согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ в полномочия органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности входит утверждение правил землепользования и застройки поселений, а в полномочия муниципальных районов - утверждение правил землепользования и застройки межселенных территорий.

Следовательно, под главой местной администрации, которому пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ предоставлено право принимать решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, понимается орган местного самоуправления, к чьей компетенции относится утверждение правил землепользования и застройки территории, где расположены соответствующие участки.

Часть 1.3 статьи 83 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в переходный период (до 1 января 2009 года) законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с данным Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

... сельское поселение Гагаринского района Смоленской области является одним из таких вновь образованных поселений.

Пунктом 2.1.2 заключенного между Администрацией ... район» и Администрацией ... сельского поселения «Соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления …» от 25 мая 2006 года № Номер обезличен полномочия по утверждению правил землепользования и застройки ... сельского поселения переданы Администрации ... л.д. 14).

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление от Дата обезличена № Номер обезличен об изменении вида разрешенного использования двух земельных участков площадью ... кв.м. каждый, находящихся по адресу: Смоленская обл., Гагаринский р-н, ... сельское поселение, справа от ..., в районе дер. ..., издано в пределах предоставленных Главе администрации ... район» полномочий.

Тот факт, что названные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, для которых в силу части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты (являются обязательным элементом правил землепользования и застройки) не устанавливаются, юридического значения в данном случае не имеет.

Процедура принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков предусматривает создание специальной комиссии и проведение публичных слушаний, которые организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ).

Действовавшая на дату издания постановления Главы МО ... от Дата обезличена № Номер обезличен редакция Устава ... сельского поселения (принят решением Совета депутатов ... сельского поселения Гагаринского района Смоленской области от Дата обезличена г. № Номер обезличен, изменялся решениями от Дата обезличена г. № Номер обезличен, Дата обезличена г. № Номер обезличен, Дата обезличена г. № Номер обезличен, Дата обезличена г. № Номер обезличен, Дата обезличена г. № Номер обезличен) не содержала норм, определяющих порядок проведения публичных слушаний, что исключало возможность принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков, в том числе и находящихся на землях сельскохозяйственного назначения.

С доводами кассационного представления согласиться нельзя.

Ссылка прокурора на статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» несостоятельна

Пункт 3 части 1 указанной нормы (который имеет в виду прокурор) наделяет органы местного самоуправления (до утверждения правил землепользования и застройки) полномочиями по принятию решений, касающихся изменения вида разрешенного использования земельных участков, однако не определяет, к компетенции какого именно муниципального образования - муниципального района или сельского поселения - относится решение данных вопросов.

То обстоятельство, что, как указано в представлении, статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к вопросам местного значения муниципального района изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории сельского поселения, входящего в данный муниципальный район, само по себе не свидетельствует о превышении Главой МО ... район» своих полномочий при издании постановления от 28.11.2008 № 1216, поскольку, как упоминалось, соответствующие полномочия предоставлены ему пунктом 2.1.2 заключенного между Администрацией МО ... район» и Администрацией ... сельского поселения «Соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления …» от Дата обезличена года № Номер обезличен

При таком положении оснований для отмены решения по доводам кассационного представления не имеется.

Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила :

Решение Гагаринского городского суда Смоленской области от 25 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление помощника Гагаринского межрайонного прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка