• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 29 ноября 2011 года Дело N 33-3865
 

29 ноября 2011 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Коржакова И.П.

Судей Шаровой Т.А., Козловой А.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 сентября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Андреевой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,

установила:

Белозеров B.C., уточнив требования, обратился в суд с заявлением к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска (далее- Управление) о признании отказа в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, просил обязать утвердить схему расположения земельного участка, указав, что 11.02.2011г. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно для ИЖС земельного участка площадью 1 800 кв.м., расположенного в ... согласно приложенной схеме. Департаментом разрешено формирование указанного участка, право на который он не может реализовать по причине неправомерных действий Управления, необоснованно отказавшего в согласовании схемы расположения участка со ссылкой на то, что участок не входит в проект планировки территории под малоэтажную комплексную застройку, а подпадает в запроектированную зеленую зону. Указывает, что участок находится в зоне Ж1.

Гасников В.В. обратился в суд с аналогичным заявлением, ссылаясь на те же обстоятельства отказа в согласовании схемы расположения земельного участка по мотивам его расположения в запроектированной зеленой зоне.

Представитель Управления заявленные требования не признала, ссылаясь на то, что отображенные на представленных на согласование схемах земельные участки подпадают в запроектированную зеленую зону в составе утвержденного проекта планировки территории под малоэтажную застройку в районе ....

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, считая заявленные требования обоснованными, указал, что Департаментом дано разрешено на формирование спорных земельных участков.

Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 сентября 2011 года постановлено:

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска в согласовании Белозерову В.С. и Гасникову В.В. схемы расположения земельного участка.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Смоленска согласовать Белозерову В.С. и Гасникову В.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в ..., изготовленные ...

Обязать Администрацию г.Смоленска утвердить схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в п..., изготовленные ... по заявлению Белозерова В.С. и Гашиша В.В.

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что судом не исследованы полномочия органов местного самоуправления; на проекте планировки обозначены красные линии.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.п.1, 4 ст. 1, ст. 2 Закона Смоленской области от 10 июня 2003 г. N 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность ветеранам труда, инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства, осуществляется бесплатно и в соответствии с настоящим областным законом - однократно.

Суд установил, что являясь ветеранами труда, Белозеров B.C. и Гасников В.В. 11.02.2011г. обратились в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков площадью 1800 кв.м., расположенных в ... для индивидуального жилищного строительства.

Письмами Департамента от 9.03.2011г. заявителям в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 №243 предложено в срок до 14.09.2011г. представить в названный уполномоченный орган утвержденную в установленном порядке схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в пределах территориальной зоны Ж1 площадью не менее 1000 кв.м. и не более 1800 кв.м.

Исполняя данные указания Департамента, Белозеров B.C. и Гасников В.В. обратились в ... который составил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории.

Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от 29.04.2011г. в согласовании схем расположения земельного участка отказано со ссылкой на то, что земельные участки подпадают в запроектированную зеленую зону, в отношении испрашиваемого Белозеровым B.C. участка отмечено, что он подпадает в две территориальные зоны Ж1 и ЖЗ.

На проекте планировки территории под малоэтажную комплексную застройку в районе ..., утвержденного постановлением Главы г.Смоленска от 08.12.2008г. № 613, в пределах испрашиваемых земельных участков красные линии отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств по делу, судебная коллегия соглашается с подробно мотивированным выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для отказа со стороны Управления в согласовании схемы расположения земельного участка.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что испрашиваемые земельные участки входят в состав территории общего пользования и по ним проходят красные линии, и учитывая, что в местах размещения планируемой зеленой зоны уже имеются сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки, часть из которых были сформированы до утверждения проекта планировки, а один из них после такого утверждения на основании решения суда, а также принимая во внимание, что иных оснований, препятствующих предоставлению земельных участков, нет, а испрашиваемый Белозеровым B.C. земельный участок с учетом уточненной схемы находится в пределах одной территориальной зоны Ж1, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Требование заявителей относится к сфере публичных правоотношений, и потому обязанность по доказыванию законности отказа в согласовании схемы лежит на заинтересованном лице.

Таких доказательств в суд не представлено.

Законом Смоленской области от 8 февраля 2007 г. № 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

Таким органом является Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (постановление Администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области").

В силу норм Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учёт земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 ЗК РФ).

Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлена ч. 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области -городе-герое Смоленске, утвержденном постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 г. №243.

В силу п. 2.3-2.6 указанного нормативного акта в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта.

В соответствии с приведенными нормами разрешение вопроса о праве гражданина приобрести земельный участок в собственность относится к компетенции Департамента.

В случае такого разрешения орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими физическую невозможность формирования участка в данной местности.

Департаментом было разрешено заявителям формирование земельного участка в конкретном месте, которое впоследствии было отражено на схеме. Таким образом, вопрос о праве заявителей на данные земельные участки разрешен уполномоченным органом.

В соответствии с п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лицземельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной илимуниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их всобственность граждан и юридических лиц.

По смыслу приведенных норм, лицу, имеющему право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, может быть отказано в предоставлении участка лишь по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 28 ЗК РФ.

Сведений о наличии установленных земельным законодательством оснований для отказа заявителям в предоставлении земельного участка заинтересованное лицо не представило.

Планируемые территории общего пользования, к которой относятся, в том числе территории зеленых зон (парков, скверов), в силу ч.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ подлежат обозначению красными линиями.

Обязательным элементом проекта планировки является план красных линий (ч.3 ст.42 Градостроительного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Доводы жалобы относительно полномочий органов местного самоуправления несостоятельны, поскольку исследование полномочий органов местного самоуправления не имеет правового значения для настоящего дела.

Ссылка в жалобе о том, что на проекте планировки обозначены красные линии, не соответствуют установленным судом обстоятельствам и пояснениям представителя Управления в суде первой инстанции (протокол, л.д.123, оборот).

Доводы жалобы не содержат указаний на какие-либо нарушения норм материального или процессуального права, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого решения.

Обстоятельства, на которые ссылается Управление в качестве причины отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, не являются законным основанием для отказа в ее предоставлении, о чем судом первой инстанции приведены надлежащие мотивы в решении суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе учел позицию Департамента, правильно применил нормы материального права, оценил представленные сторонами доказательства, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3865
Принявший орган: Смоленский областной суд
Дата принятия: 29 ноября 2011

Поиск в тексте