СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 августа 2012 года Дело N 33-2141/2012

24 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Радикевич М.А.,Небера Ю.А.,

при секретаре Брыковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Азябина Н. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Стрежевой Томской области о признании решения ГУ УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, назначении досрочной трудовой пенсии по старости

по апелляционной жалобе Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Стрежевой Томской области на решение Стрежевского городского суда Томской области от 18 июня 2012 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Азябин Н.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление ПФ РФ в г. Стрежевой Томской области о признании решения незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.

В обоснование иска указано, что в декабре 2011 года он обратился в ГУ - УПФ РФ г. Стрежевой с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Его трудовой стаж на дату обращения составил 32 года 2 месяца 8 дней.

Решением ГУ- УПФ РФ в г. Стрежевой от 23.03.2012 истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что периоды работы в качестве /__/ и /__/ не были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку факт его работы на лесозаготовках и лесосплаве, а также участие в едином технологическом процессе лесозаготовок документально подтверждены не были.

Считает решение незаконным, поскольку факт его работы на лесозаготовках и лесосплаве при погрузке леса на лесовозы и его выгрузке подтвержден.

В судебном заседании истец Азябин Н.А. на заявленных исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ГУ - Управление ПФ РФ Костарева О.А. исковые требования не признала, указав, что организации, периоды работы в которых истец просит включить в льготный стаж, не осуществляли лесозаготовительную деятельность.

Обжалуемым решением на основании статей 15, 17 Конституции РФ, статей 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 29 Федерального закона «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» исковые требования Азябина Н.А. удовлетворены в полном объеме.

Суд признал решение №102 Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Стрежевой Томской области от 23.03.2012 незаконным. За Азябиным Н.А. признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.

Суд обязал ГУ- УПФ РФ в г. Стрежевой Томской области включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение Азябину Н.А. пенсии по старости, периоды работы:

- с 28.02.1986 по 31.08.1998 в Стрежевском специализированном строительном управлении ПО «Томскнефть» г. Стрежевой Томской области в должности /__/, /__/;

-с 01.09.1998 по 29.02.2000 в ООО «Бурение-1» в должности /__/;

-с 01.09.2000 по 28.12.2000 в ООО «Бурение №2» в должности /__/;

-с10.01.2001 по 31.10.2002 в ООО «Стрежевская Сервис-Экология» в должности /__/;

-с 25.06.2003 по 22.03.2005 в ООО «Стрежевское ДРСУ» в должностях /__/, /__/, назначив пенсию со дня первоначального обращения - с 30 декабря 2011 года.

В апелляционной жалобе начальник управления Пенсионного фонда России в г.Стрежевой Томской области просит решение Стрежевского городского суда Томской области от 18.06.2012 отменить, принять новое решение по делу об отказе в иске.

В обоснование жалобы указывает, что предприятия, в которых работал Азябин Н.А., не относятся к предприятиям лесной промышленности, а занимались строительством кустовых скважин для нефтяных разработок, что нашло свое подтверждение в судебном заседании. Работники предприятий, не относящихся к лесной промышленности или лесному хозяйству, могут пользоваться правом на досрочное назначение пенсии, если они работают в составе постоянно действующих лесозаготовительных участков этих предприятий. Работники организаций, не относящихся к лесной промышленности или лесному хозяйству и не имеющих в своем составе специальных структурных подразделений по заготовке леса, правом на досрочное назначение трудовой пенсии не пользуются. Наличие в организациях постоянно действующих лесозаготовительных участков должно в каждом конкретном случае подтверждаться документами (утвержденная структура организации, наличие лицензий на проведение лесозаготовительных лесосплавных работ, штатное расписание и т.п.). Имеющиеся в материалах дела грамоты, технические характеристики лесопогрузчика не являются достаточными доказательствами участия истца в процессе лесозаготовок.

Судом в качестве доказательства, подтверждающего исковые требования истца, принят устав ООО «Стрежевская «Сервис-Экология», в котором одним из видов деятельности указана заготовка леса, при этом само предприятие отрицает факт выполнения данного вида деятельности.

Апеллянт считает необоснованным вывод в обжалуемом решении о том, что суд вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей при разрешении вопросов о характере выполняемой работы, дающей право на назначение пенсии на льготных условиях, если иными доказательствами, кроме свидетельских показаний, подтверждение указанного обстоятельства невозможно. Вместе с тем Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Управлением не оспаривался факт наличия страхового стажа у Азябина Н.А., т.к. он подтверждается трудовой книжкой. В то же время специальный стаж истцом какими-либо письменными доказательствами, кроме показаний свидетелей, не подтвержден. К тому же все допрошенные по делу лица подтвердили, что осуществляли подготовительные работы путем расчистки участков.

В возражениях на апелляционную жалобу Азябин Н.А. считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 2 ст. 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 273 утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (далее - Список N 273).

В соответствии со Списком N 273 правом на назначение досрочной пенсии пользуются, в частности машинисты - крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.

Согласно примечанию к данному Списку указанный в нем перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

По смыслу вышеуказанных норм материального права для удовлетворения требований Азябина Н.А. суду необходимо было установить, во-первых, факт работы истца по профессии машинист-крановщик на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, во-вторых, факт его занятости в едином технологическом процессе лесозаготовок, в-третьих, факт его работы в постоянно действующем лесопункте, лесничестве или лесозаготовительном участке работодателей, которые предприятиями лесной промышленности и лесного хозяйства не являются.

Из материалов дела следует, что спорными являются следующие периоды работы истца: с 28.02.1986 по 31.08.1998 в Стрежевском специализированном строительном управлении ПО «Томскнефть» г. Стрежевой Томской области в должности /__/, /__/;с 01.09.1998 по 29.02.2000 в ООО «Бурение-1» в должности /__/;с /__/ по 28.12.2000 в ООО «Бурение №2» в должности /__/; с 10.01.2001 по 31.10.2002 в ООО «Стрежевская Сервис-Экология» в должности /__/;с 25.06.2003 по 22.03.2005 в ООО «Стрежевское ДРСУ» в должности /__/, /__/

Как следует из искового заявления, Азябин Н.А. считал, что имеет право на досрочное пенсионное обеспечение как /__/ на лесозаготовках и лесосплаве при погрузке леса на лесовозы и его выгрузке в связи со строительством кустовых площадок на месторождениях, укладке лежневого настила при строительстве внутрипромысловых дорог и буровых.

Суд пришел к выводу о занятости истца в спорные периоды в организациях на лесопогрузчике челюстном;в должности /__/ на лесозаготовках, относящихся к Списку профессий и должностей рабочих, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, занятых на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.

Данный вывод суда является ошибочным, а удовлетворение исковых требований в части включения в специальный стаж периодов с 28.02.1986 по 31.08.1998 в Стрежевском специализированном строительном управлении ПО «Томскнефть» г. Стрежевой Томской области в должности /__/, /__/;с 01.09.1998 по 29.02.2000 в ООО «Бурение-1» в должности /__/;с 01.09.2000 по 28.12.2000 в ООО «Бурение №2» в должности /__/; с10.01.2001 по 31.10.2002 в ООО «Стрежевская Сервис-Экология» в должности /__/;с 30.08.2003 по 30.03.2004 в ООО «Стрежевское ДРСУ» в должности /__/, /__/.

Суд не принял во внимание отсутствие у работодателей истца, не отнесенных к предприятиям лесной промышленности и лесного хозяйства, в эти периоды постоянно действующих лесопунктов, лесничеств и (или) лесозаготовительных участков, а также то обстоятельство, что лесозаготовительной деятельностью они не занимались.

Истцом объективных доказательств, подтверждающих как его занятость в едином технологическом процессе лесозаготовок, так и его работу в постоянно действующих лесопунктах, лесничествах, лесозаготовительных участках в эти периоды не представлено.

При таком положении отказ Фонда включить эти периоды в стаж работы истца с особыми условиями труда по Списку N 273 являлся правомерным. Оснований для его признания незаконным не имелось.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что периоды работы истца с 25.06.2003 по 29.08.2003 в должности /__/ на лесозаготовительном участке; с 31.03.2004 по 30.12.2004 в должности /__/ на лесозаготовительном участке; с 31.12.2004 по 22.03.2005 в должности /__/ на участке лесоподготовительных работ в ООО «Стрежевское ДРСУ», что составляет 1 год 1 месяц 26 дней, подлежат включению в специальный стаж.

Так, в соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 ( в редакции от 20.07.2011 N 594), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая

книжка установленного образца.

Из записей в трудовой книжке Азябина Н.А. следует, что последний осуществлял свою деятельность в должности /__/ и /__/ на лесозаготовительном и лесоподготовительном участках (л.д.13-15).

В соответствии Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденным постановлением Минтруда и социального развития РФ от 29.08.2001 г. №65, /__/ лесозаготовительного производства осуществляет управление погрузочными машинами или кранами всех типов, самоходными погрузчиками различных систем, смонтированными на базе тракторов при непосредственном участии в осуществлении технологического процесса лесозаготовок ( л.д.55,73).

Таким образом, поскольку занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок в лесозаготовительных участках в эти периоды подтверждена, решение суда в этой части подлежит оставлению без изменения.

Как указывалось выше для досрочного назначения пенсии Азябину Н.А. необходимо наличие специального стажа 12 лет 6 месяцев.

Решением ГУ-УПФ РФ в г.Стрежевой от 22.03.2012 №102 в специальный стаж работы на лесозаготовках и лесосплаве Азябину Н.А. включены периоды работы сроком 2 года 8 месяцев 28 дней.

С учетом учтенного настоящим судебным постановлением специальный стаж истца составляет всего 3 года 10 месяцев 24 дня.

Таким образом, вывод суда о наличии у истца необходимого специального стажа для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нельзя признать правомерным, в этой части решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стрежевского городского суда Томской области от 18 июня 2012 года отменить в части.

Азябину Н. А. в удовлетворении исковых требований в части признания решения №102 Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Стрежевой Томской области №102 от 23.03.2012 об отказе в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов работы : с 28.02.1986 по 31.08.1998 в Стрежевском специализированном строительном управлении ПО «Томскнефть» г. Стрежевой Томской области в должности /__/, /__/;с 01.09.1998 по 29.02.2000 в ООО «Бурение-1» в должности /__/;с 01.09.2000 по 28.12.2000 в ООО «Бурение №2» в должности /__/; с 10.01.2001 по 31.10.2002 в ООО «Стрежевская Сервис-Экология» в должности /__/;с 30.08.2003 по 30.03.2004 в ООО «Стрежевское ДРСУ в должностях /__/; /__/ незаконным и включении указанных периодов в специальный стаж; в признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи :

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка