• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 05 октября 2012 года Дело N 33-2737/2012
 

05 октября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей: Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.,

при секретаре Черновой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора г.Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Томска о понуждении принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Томска Мерзлякова М.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2012 года.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.С., объяснения прокурора Селезневой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Томска обратился в суд с иском к администрации г. Томска, в котором просил обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов по адресу: /__/.

В обоснование исковых требований указал, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В ходе проведенной проверки установлено размещение несанкционированной свалки бытовых отходов по адресу: /__/, объемом 30 куб.м. Непринятие администрацией г. Томска мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, является недопустимым и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан-жителей г.Томска на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Маликова Д.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Томска Мерзляков М.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком; земельный участок, на котором расположена свалка, не является муниципальной собственностью, поскольку принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования гаражному кооперативу «ГСК-88».

Суд на основании ст. 42 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), ст. 7,11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст. 8,13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8, 40 Устава г. Томска, ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» исковые требования прокурора г. Томска удовлетворил полностью.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Томска Мерзляков М.А. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при вынесении решения судом неверно истолкованы и применены нормы материального права, а также не применены нормы закона, подлежащие применению. Полагает, что судом неправомерно отклонены доводы ответчика о принадлежности территории, на которой находится несанкционированная свалка, третьим лицам и о вхождении указанной территории в границы земельного участка по адресу: /__/, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования «ГСК-88» на основании постановления № 1129з от 28.05.1992 и удостоверяемого государственным актом № ТО-21-000187. Судом неверно истолкованы положения действующего законодательства и правовых актов муниципального образования «Город Томск», в результате чего сделан неверный вывод о наличии обязанности ответчика убирать несанкционированные свалки, вытекающий, по мнению суда, из полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов, за счет средств местного бюджета. Считает, что именно собственник отходов в соответствии с положениями ст.210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе и ответственность перед неопределенным кругом лиц за вред, причиняемый указанным имуществом. В представленных истцом и имеющихся в материалах дела документах место расположения свалки определено не корректно. Из фотоматериалов к справке о проведении рейда от 17.04.2012 видно, что свалка расположена на территории, непосредственно примыкающей к зданию гаражного массива. Представленные ответчиком доказательства включения указанной территории в состав земельного участка с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/, были судом отвергнуты. При этом суд не выяснил правильность установления адреса указанной территории истцом, вследствие чего вынес необоснованное решение. В связи с этим не могут являться надлежащими доказательствами ответы администрации г. Томска, ФГБУН «ТНЦ СО РАН» и Управления Росреестра по Томской области, поскольку они содержали ответы по поводу указанного истцом земельного участка по /__/, который согласно данным кадастрового учета не сформирован и не существует как объект прав. Ответчик не является собственником бытовых отходов, размещаемых третьими лицами на территории муниципального образования «Город Томск», следовательно, не имеет права распоряжаться ими, в том числе путем перемещения в места захоронения бытовых отходов. Указывает, что полномочия в области организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования осуществляются администрацией г. Томска надлежащим образом в полном соответствии с требованиями действующего федерального законодательства. Отмечает, что ни один из действующих нормативных правовых актов не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по непосредственной очистке своими силами и за счет средств местных бюджетов земельных участков, не находящихся в собственности соответствующего муниципального образования. Исходя из выводов суда, обеспечение гарантированного Конституцией РФ права граждан-жителей г. Томска на благоприятную окружающую среду является исключительной обязанностью администрации г. Томска, вместе с тем данное утверждение не соответствует требованиям Конституции РФ и действующего законодательства. Администрация города непосредственно не сбрасывала мусор на указанную территорию; не является собственником, землевладельцем, землепользователем, арендатором территории, на которой расположена свалка по /__/.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Томска указал, что решение суда является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении жалобы.

В соответствии со ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно чч. 1,2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. 1.24 ч. 1 ст. 8 Устава города Томска предусмотрено, что к вопросам местного значения города Томска как городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно п. 1.30 ч. 1 ст. 40 Устава города Томска к полномочиям администрации города Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пп. 17.1, 17.2 Регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного постановлением администрации г. Томска от 11.11.2009 N 1110 "Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск" работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов проводятся за счет средств собственников отходов, размещенных на несанкционированной свалке отходов. В случаях, когда собственник отходов, размещенных на несанкционированной свалке отходов, не установлен, работы по ликвидации несанкционированной свалки проводятся за счет лиц, ответственных за организацию сбора и вывоза отходов с территории соответствующего земельного участка, на котором была обнаружена несанкционированная свалка отходов.

Судом первой инстанции установлено, что на территории /__/ по адресу: /__/, размещена несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 70 кв.м, общим объемом 30 куб.м.

Доводы апелляционной жалобы о том, что местоположение несанкционированной свалки определено истцом не верно, а также о том, что указанная истцом территория входит в состав земельного участка по адресу: /__/, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что место несанкционированной свалки определено истцом и подтверждено представленными им доказательствами, а именно: актом осмотра территории от 25.06.2012, карточкой первичного учета № Т-03-04 от 17.04.2012, приложенной к ним схемой размещения несанкционированной свалки и фотографиями.

Судебная коллегия соглашается с произведенной судом оценкой представленных ответчиком доказательств: государственного акта № ТО-21-000187 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, площадью 0,32 га, для эксплуатации индивидуальных гаражей на 35 машиномест в /__/, выданного «ГСК-88» на основании постановления администрации г. Томска орт 28.05.1992 № 1129з, акта от 03.06.1992 об ограничении земельного участка для гаражно-строительного кооператива «ГСК-88», чертежа границ земельного участка по адресу: /__/, согласно которой указанные доказательства достоверно не подтверждают принадлежность земельного участка по адресу: /__/, на праве пользования ГСК-88.

С учетом предусмотренного статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) принципа состязательности сторон и положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих возражений, возложена на администрацию г. Томска.

Из представленных ответчиком доказательств не следует, что земельный участок по адресу: /__/, принадлежит на праве пользования ГСК-88. Утверждение апеллянта о вхождении земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка, в состав земельного участка, право пользования которым принадлежит ГСК-88, бездоказательно.

Кроме того, ответ и.о. зам. Главы администрации Советского района г. Томска от 27.07.2012 № 2209, согласно которому несанкционированная свалка по адресу: /__/, включена в резервный список свалок, которые будут ликвидированы за счет фонда непредвиденных расходов, подтверждает, по мнению судебной коллегии, правильность установленных судом первой инстанции обстоятельств.

Указанные доводы апелляционной жалобы ответчика по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, поскольку правила ст. 67 ГПК РФ судом первой инстанции нарушены не были.

Из материалов дела усматривается, что собственник бытовых отходов несанкционированной свалки не установлен.

Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы закона, суд сделал верный вывод о том, что обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов должна быть возложена на администрацию г. Томска. Поскольку неисполнение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки администрацией г. Томска нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований для возложения обязанности на администрацию г. Томска по ликвидации несанкционированной свалки, несостоятелен, поскольку противоречит п. 17.2 регламента сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", разработанного в соответствии с федеральными законами от 24.06.1998 № "Об отходах производства и потребления", от 06.10.2003 № "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", иными правовыми актами Российской Федерации и Томской области, а также муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск" и направленного на регулирование отношений по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования "Город Томск", совершенствование муниципального управления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, создания комфортных и безопасных условий проживания населения, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования "Город Томск".

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил законы, подлежащие применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение в соответствии с нормами материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г. Томска от 23 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Томска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:  




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2737/2012
Принявший орган: Томский областной суд
Дата принятия: 05 октября 2012

Поиск в тексте