• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 23 октября 2012 года Дело N 33-2886/2012
 

от 23 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

судей Ячменевой А.Б., Фоминой Е.А.,

при секретаре Травковой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе истца Пановой Н. К. на решение Советского районного суда г.Томска от 28 августа 2012 года

по иску Пановой Н. К. к администрации г.Томска о понуждении предоставить во внеочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в /__/.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Пановой Н.К. Долгановой И.А. (доверенность от 13.08.2012), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Панова Н.К. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о понуждении предоставить во внеочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в /__/. В обоснование указала, что является матерью пятерых детей, на основании приказа Управления социальной политики администрации г.Томска от 11.08.2010 № 1/20з она поставлена на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако несмотря на то, что она имеет право на внеочередное предоставление земельного участка в порядке ч 2 ст. 14.2 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», как имеющая многодетную семью, число несовершеннолетних детей в которой на момент постановки на учет для получения земельного участка - 5, до настоящего времени земельный участок не предоставлен.

В судебном заседании представитель истца Пановой Н.К. Долганова И.А. (доверенность от 13.08.2012) исковые требования поддержала. Полагала, несмотря на то, что Панова Н.К. имеет четвертый номер в очереди граждан, имеющих право на получение земельных участков во внеочередном порядке, она должна получить земельный участок вне очереди, минуя граждан, имеющих 1-3 порядковые номера.

Представитель ответчика администрации г.Томска Виденко М.А. (доверенность от 31.07.2012) полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, а позицию истца - основанной на ошибочном толковании закона. Пояснила, что согласно установленному порядку предоставления земельных участков ежегодно Администрацией Томской области, органами местного самоуправления определяется местоположение и общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году гражданам. Общее количество земельных участков, запланированных к распределению в 2012 году, составило 19, на третий раздел Книги учета граждан, в которой с порядковым номером очереди 4 состоит истица, отнесен один земельный участок. Указанный участок был предоставлен гражданину Сухушину, состоящему на учете в этом разделе под номером 1.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления социальной политики администрации г.Томска Щукин М.А. (доверенность от 11.03.2012) полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что порядок распределения земельных участков, предусмотренный Законом Томской области № 74-ОЗ, не зависит от льготной категории граждан и наличия у них очередного, первоочередного или внеочередного права на получение земельного участка. Количество земельных участков, запланированных к распределению в соответствующем году, распределяется между разделами Книги учета пропорционально количеству граждан, состоящих на учете.

Рассмотрев дело в отсутствие истца Пановой Н.К., суд на основании ч.3 ст.17 Конституции РФ, ч.2 ст.14.2 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», пп. 8, 19, 24 Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, и предоставления указанным гражданам земельных участков отказал в удовлетворении исковых требований Пановой Н.К. к администрации г.Томска о понуждении предоставить во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в /__/.

В апелляционной жалобе истец Панова Н.К. просит отменить решение суда и принять новое. Полагает, что ст.14.2 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», предоставляющая ей право на получение земельного участка во внеочередном порядке, предполагает получение такого земельного участка немедленно. Считает, что формирование какой-либо очереди для лиц, имеющих право на внеочередное предоставление земельного участка, является нарушением ответчиком требований ст.14.2 Закона № 74-ОЗ от 04.10.2002. Указывает на то, что отсутствие в исковом заявлении сведений о земельном участке не препятствует удовлетворению иска, поскольку размер земельного участка должен быть определен в соответствии с действующим законодательством Томской области, адрес и кадастровый номер могут быть определены на стадии исполнения.

В соответствии с положениями ст.327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в суд истца Пановой Н.К., представителей ответчика администрации г.Томска, третьего лица Управления социальной политики администрации г.Томска.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Разрешая исковые требования Пановой Н.К., суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия данный вывод находит верным.

В соответствии с п.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 28 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ЗК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ с целью урегулирования отношений по предоставлению и изъятию земельных участков на территории Томской области принят Закон Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области».

Согласно ч.1 ст.6 указанного Закона земельные участки могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам Российской Федерации на праве собственности за плату или бесплатно в соответствии с действующим законодательством.

На основании п.3.1 ст.7 Закона многодетным семьям (число несовершеннолетних детей на момент постановки на учет для получения земельного участка - 3 и более) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном ст.14.2 настоящего Закона.

Гражданам из числа категорий, перечисленных в ч. 3.1 ст.7 настоящего Закона, за исключением категории, указанной в п.6 ч.3.1 ст.7, земельные участки предоставляются в порядке очередности. Многодетным семьям из числа указанных в п.1 ч.3.1 ст.7 настоящего Закона, число несовершеннолетних детей в которых на момент постановки на учет для получения земельного участка - 5 и более, земельные участки предоставляются во внеочередном порядке (абз. 2 п.2 ст.14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области»).

Как верно установлено судом и следует из материалов дела, Панова Н.К. является матерью пятерых детей, приказом Управления социальной политики администрации г.Томска от 11.08.2010 № 1/20з поставлена на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в список граждан из числа категорий, перечисленных в ч. 3.1 ст.7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ, порядковый номер очереди 549.

Решением комиссии администрации г.Томска по вопросам предоставления земельных участков в соответствии со ст.14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ (протокол от 19.12.2011 № 27) Панова Н.К. поставлена на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в раздел 3 Книги учета, порядковый номер очереди 4.

При таких обстоятельствах Панова Н.К. имеет право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.

Вместе с тем действующим законодательством установлен особый порядок предоставления в собственность многодетных семей земельных участков, основанный на принципе очередности.

Согласно п.1 Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, и предоставления указанным гражданам земельных участков (приложение 1 к Закону Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области») на учет для получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства принимаются граждане, имеющие согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также граждане из числа категорий, перечисленных в ч.1 3.1 ст.7 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», имеющие право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.

В соответствии с п.8 указанного Порядка учет граждан ведется путем их включения в Книгу учета граждан для получения земельного участка (далее именуется Книга учета), которая ведется в уполномоченном органе по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Книга учета состоит из трех разделов, первый из которых содержит список граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, второй раздел содержит список граждан из числа категорий, перечисленных в ч.3.1 ст.7 Закона (за исключением категории граждан, указанной в пункте 6 указанной части), третий содержит список граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Пунктами 19, 24 Порядка предусмотрено, что ежегодно, не позднее четвертого квартала текущего года, соответственно Администрацией Томской области, органами местного самоуправления определяется местоположение и общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в ч.3.1 ст.7 Закона, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно.

Местоположение указанных земельных участков должно определяться Администрацией Томской области, органами местного самоуправления с учетом местоположения земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году иным гражданам для индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном ст.30.1 ЗК РФ.

Доля земельных участков, планируемых к предоставлению указанным в абзаце первом настоящего пункта гражданам, должна составлять не менее десяти процентов от общего количества земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в очередном году соответствующим органом.

В случае, если общее количество земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в очередном году соответствующим органом, составит десять или менее земельных участков, количество земельных участков, планируемых к предоставлению в очередном году гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в ч.3.1 ст.7 Закона, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, должна составлять не менее одного земельного участка.

По итогам года доля земельных участков, предоставленных в аренду гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в ч.3.1 ст.7 Закона, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, должна составлять не менее 10 процентов от общего количества земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства соответствующим органом.

В случае, если по итогам года общее количество земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства соответствующим органом, составило десять или менее земельных участков, гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в ч.3.1 ст.7 Закона, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, должно быть предоставлено в аренду не менее одного земельного участка.

Предоставление земельных участков осуществляется с учетом требований, установленных в абзаце пятом п.19 настоящего Порядка.

При этом земельные участки для индивидуального жилищного строительства распределяются между указанными категориями граждан пропорционально процентному соотношению граждан каждой категории к общему числу поставленных на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, определяемому на момент предоставления земельных участков.

Как следует из протокола заседания комиссии администрации г.Томска по вопросам предоставления земельных участков в соответствии со ст.14.2 Закона Томской области от 04.10.2001 № 74-ОЗ № 6 от 10.06.2012, в соответствии с вышеприведенными нормами закона 19 земельных участков распределены согласно приложению, а именно: по разделу 1 - 8 участков, по разделу 2 - 10 участков, по разделу 3 - 1 участок С.

Учитывая, что по 3 разделу в распределении участвовал всего один участок, он в соответствии с установленным законом порядком предоставления правомерно распределен С., состоящему на учете в указанному разделе под № 1.

Оснований для понуждения администрации г.Томска предоставить Пановой Н.К. во внеочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно не имеется, поскольку в соответствии с законом Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» и установленным им порядком предоставления земельных участков истец имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке очередности, исходя из времени принятия её на учет в соответствующем разделе.

В этой связи доводы апелляционной жалобы Пановой Н.К. о том, что ст.14.2 Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» предполагает наличие у неё права на немедленное получение земельного участка и формирование какой-либо очереди для лиц, имеющих право на внеочередное предоставление земельного участка, является нарушением закона, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Другие доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда, которые, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на нормах материального права, регулирующих правоотношения сторон.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь п.1 ст.328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Томска от 28 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Пановой Н. К. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2886/2012
Принявший орган: Томский областной суд
Дата принятия: 23 октября 2012

Поиск в тексте