СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года Дело N 33-3153/2012

от28 декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Худиной М.И.,

судей Емельяновой Ю.С., Радикевич М.А.,

при секретаре Травковой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Глухих Б. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 1994 от 23.07.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; о возложении обязанности по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения

по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 26 сентября 2012 года.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя ГУ - УПФР в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Глухих Б.Н. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса - ОАО «Сибирский химический комбинат» 39 лет 09 месяцев. С 02.07.2012 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ», - 22 года 03 месяца, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563. 23.07.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 23.07.2012 № 1994 в перерасчете ДМО ему отказано. Считая данное решение незаконным и полагая, что продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на размер ДМО, просил суд признать незаконным назначение ему ДМО, предусмотренное Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа 39 лет 09 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области № 1994 от 23.07.2012 об отказе ему в перерасчете размера ДМО с учетом страхового стажа 39 лет 09 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему ДМО в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа 39 лет 09 месяцев работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа со дня установления ДМО - с 02.07.2012; взыскать с ответчика в его пользу в возврат госпошлины - 200 рублей.

Дело рассмотрено в отсутствие Глухих Б.Н., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представившего письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Обжалуемым решением на основании ст.2, подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, п. 2, подп. «б» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», п. 9, 10 Положения «Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 № 549, ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», ч.1 ст.98, ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования Глухих Б.Н. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что ДМО устанавливается тем категориям граждан, которые непосредственно участвовали в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, в том числе, гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп.1 или 2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса. Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса в справке предусмотрен для граждан, которые перечислены в подп. «а» п.2 Положения № 549. Истец относится к категории граждан, перечисленных в подп. «б» п.2 Положения № 549. В судебном заседании установлено, что истцу назначена пенсия по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», никаких наград и званий, перечисленных в подп. «а» п.2 Положения № 549, он не имеет. Суд не мотивировал, почему весь страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса должен быть учтен, исходя из положений подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пунктом 10 Положения № 549 данный способ увеличения суммарного размера пенсии и ДМО не предусмотрен. Удовлетворяя требования истца о расчете размера ДМО с учетом страхового стажа в организации ядерного оружейного комплекса, суд противоречит смыслу Указа Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 об адресности социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса при осуществлении ими предусмотренных Перечнем видов деятельности. Ссылаясь на п. 2 постановления Правительства РФ от 01.09.2005 № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса», указывает, что суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства финансов РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Глухих Б.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Глухих Б.Н., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Глухих Б.Н. работал на Сибирском химическом комбинате с 06.09.1972 по 29.06.2012, из них: с 06.09.1972 по 30.09.1973 - лаборантом физико - химиком химической лаборатории; с 01.10.1973 по 09.12.1974 - лаборантом химического анализа аналитической группы; с 10.12.1974 по 31.07.1975 - лаборантом химико - технологической лаборатории; с 01.08.1975 по 30.09.1975 - лаборантом -химиком химико - технологической лаборатории; с 01.10.1975 по 31.08.1988 - лаборантом «Д» по контролю очистных сооружений; с 01.09.1988 по 31.12.1998 - дозиметристом ОТБ; с 01.01.1999 по 02.05.2003 дозиметристом отдела охраны труда и радиационной безопасности РХЗ; с 03.05.2003 по 07.04.2011 - дозиметристом группы оперативного контроля очистных сооружений и загрязненности воздуха ООТиРБ РХЗ; с 08.04.2011 по 29.06.2012 - дозиметристом (по контролю технологических сдувок и выбросов) группы оперативного контроля очистных сооружений и загрязненности воздуха ООТиРБ РХЗ. 29.06.2012 - уволен по соглашению сторон, на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (л.д. 11 - 14).

С 12.05.2004 истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 15).

Согласно справке № 67/140 от 10.07.2012, выданной ОАО «СХК» (л.д. 16), Глухих Б.Н. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 22 года 03 месяца на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними; страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации - 39 лет 09 месяцев.

Удовлетворяя исковое заявление Глухих Б.Н., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следовательно, он имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 39 лет 09 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.

Судебная коллегия с приведенным выводом суда первой инстанции согласиться не может на основании следующего.

Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которых дает право на социальную поддержку (пункт 1 Указа).

Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 года № 549 (в ред. постановления Правительства РФ от 13 мая 2010 № 328) (далее - Положение), гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абзац 3 пункта 2 Указа, подпункт «Б» пункта 2 Положения).

Пунктом 9 Положения установлено, что минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.

В соответствии с пунктом 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения;

на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», - для граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:

сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;

сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как установлено в подп. 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Подпунктом «а» п. 2 Положения предусмотрены граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет.

Доказательств того, что Глухих Б.Н. относится к данной категории граждан, материалы дела не содержат, следовательно, абз. 2 п. 10 Положения к нему не применим.

Подпунктом «б» п. 2 Положения предусмотрены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.

В абзаце 2 подпункта «б» пункта 2 Положения закреплено, что в стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.

Таким образом, в соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.

В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

Как следует из материалов дела, истец относится к категории граждан, указанных в абзаце 3 пункта 2 Указа и подпункте «б» пункта 2 Положения. Стаж продолжительностью 22 года 03 месяца на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии Глухих Б.Н. При этом суммарный размер ежемесячного дополнительного обеспечения составил 69%, из которых 55% (при стаже от 5 до 10 лет) + 12% с учетом превышения стажа работы, исчисляемого по правилам подп. 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (22 года - 10 лет) + 2% с учетом превышения страхового стажа, необходимого в соответствии с подп. 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (22 года - 20 лет).

Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только тем гражданам, которые перечислены в абзаце 2 пункта 2 Указа, подпункте «а» пункта 2 Положения.

Учитывая изложенное, состоявшееся решение суда первой инстанции от 26.09.2012 нельзя признать соответствующим закону, а потому оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Глухих Б.Н. в удовлетворении заявленного иска.

Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Северского городского суда Томской области от 26 сентября 2012 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Глухих Б. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ; о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области № 1994 от 23.07.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; о возложении обязанности по назначению дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ и перерасчету размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ со дня установления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка