СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года Дело N 33-5492/2012

судей краевого суда Песоцкого В. В., Шетогубовой О. П.,

при секретаре Федоренко Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 13 августа 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению Симоненко Марины Михайловны к Государственному учреждению Пенсионному фонду Российской Федерации по г. Ставрополю о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты,

заслушав доклад судьи Песоцкого В. В.,

УСТАНОВИЛА:

Симоненко М. М. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с вышеуказанным исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (далее - УПФ РФ по г. Ставрополю).

В обоснование исковых требований указано, что она является вдовой военнослужащего Чирского Геннадия Эдуардовича, погибшего 18 марта 2001 года при исполнении обязанностей военной службы на территории Республики Югославия и получает ежемесячную денежную выплату с 2001 года. В связи с гибелью супруга в извещении Военного комиссариата Ставропольского края было указано, что она и ее семья вправе пользоваться льготами, установленными законодательством Российской Федерации. С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой меняется с учетом индексации. Однако, с 1 января 2005 года указанная ЕДВ была назначена Симоненко М. М. в меньшем размере. Симоненко М. М. обратилась к ответчику о назначении ей ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г. и перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по настоящее время с учетом индексации. Ей было отказано в связи с тем, что смерть ее мужа наступила после 16 января 1995 года. Истец просила суд первой инстанции обязать УПФ РФ по г. Ставрополю произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, а также взыскать в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей.

Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 13 августа 2012 года иск удовлетворен.

На Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю возложена обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с индексацией по Постановлению Правительства за период с 1 января 2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны Симоненко Марине Михайловне и сыну Вознюк Никите Олеговичу и выплатить в пользу Симоненко Марины Михайловны.

С Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю в пользу Симоненко Марины Михайловны взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения УПФ РФ по г. Ставрополю Першина Т. А. просит отменить решение суда, указав, что смерть военнослужащего Чирского Г. Э. наступила 18 марта 2001 года, то есть после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». Следовательно, отказ органа пенсионного обеспечения в установлении ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих» в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, являлся обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения судом допущены.

Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения установили, что Симоненко Марина Михайловна является вдовой военнослужащего Чирского Геннадия Эдуардовича, погибшего 18 марта 2001 года при исполнении обязанностей военной службы в Республике Югославия, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 19 марта 2001 года.

25 июня 2001 года Военным комиссариатом Ставропольского края Симоненко М. М. выдано удостоверение серии Б № 214329, как члену семьи погибшего военнослужащего о праве на получение пенсии по случаю потери кормильца (л. д. 8).

Удовлетворяя исковые требования, районный суд исходил из того, что объем льгот, получаемых Симоненко М. М., как членом семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы соответствовал до 1 января 2005 года объему льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, следовательно, дальнейшее ухудшение прав истца недопустимо.

Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Так, из материалов дела усматривается, что истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Указанным Федеральным законом № 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей.

При этом объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе участников войны, а также лиц, приравненных к ним, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц являлся различным, что подтверждается содержанием статей 15 и 21 данного Закона, как в первоначальной редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», так и в редакции, действующей на сегодняшний день.

В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон «О ветеранах», система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).

В соответствии с указанными изменениями истцу с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего.

Анализируя доводы иска и идентичные им выводы районного суда, судебная коллегия учла, что до 16 января 1995 года действовал Закон СССР от 01.01.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 г. № 331-О-П установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Таким образом, действующим законодательством с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», назначаемой в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Доказательств приобретения права пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» истцом представлено быть не могло, поскольку ее сын погиб после 16 января 1995 года - даты вступления в действие Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы о том, что истец до 2005 года пользовалась льготами, аналогичными для участников Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у истицы прав на льготы, приобретенные в соответствии с Законом СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам тех граждан, гибель чьих детей наступила при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 года до 1 января 2005 года и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 13.10.2009 г. № 1125-О-О, от 15.07.2010 г. № 1017-О-О, от 23.09.2010 г. № 1206-О-О, от 23.09.2010 г. № 1207-О-О, от 24.02.2011 г. № 246-О-О).

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права в виде применения закона, не подлежащего применению и неправильного толкования закона (п. 3 ч. 1, п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Соответственно, в силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не подлежат и возмещению понесенные стороной судебные расходы в виде оплаты услуг представителя.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 13 августа 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления гр. Симоненко Марины Михайловны к Государственному учреждению Пенсионному фонду Российской Федерации по г. Ставрополю о перерасчете ежемесячной денежной выплаты с индексацией с 1 января 2005 года по настоящее время в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и возмещении судебных расходов отказать.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка