СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года Дело N 33-5533/12

город Ставрополь 27 ноября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Савина А.Н.

судей Дубинина А.И., Меньшова С.В.

с участием секретаря судебного заседания Строганова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - Першиной Т.А.

на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 19 сентября 2012 года

по иску к Черникова Владимира Ивановича и Черниковой Эллы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении ежемесячной денежной выплаты, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года, возмещении судебных расходов,

заслушав доклад судьи Савина А.Н.,

установила:

Черников В.И. и Черникова Э.В. обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю (далее - УПФ РФ по г. Ставрополю).

В обоснование исковых требований указали, что являются родителями военнослужащего Черникова В.В., погибшего 26 января 1995 года при исполнении обязанностей военной службы по выполнению боевых задач в Республике Чечня. В связи с гибелью сына военным комиссариатом им выданы удостоверения о праве на льготы, предусмотренных для родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, установленных для участников Великой Отечественной войны, предусмотренные Законом СССР от 01.08.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения». С принятием Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), размер которой прописан и меняется с учетом индексации. Однако, с 1 января 2005 года указанная ЕДВ была им назначена в меньшем размере. Тем самым им отменили ранее установленные льготы и гарантии без равноценной замены. Они обратились к ответчику о назначении им ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны с 01.01.2005 г., а также о перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 г. по настоящее время с учетом индексации, в чем было отказано в связи с тем, что смерть их сына наступила после 16 января 1995 года.

Просили суд обязать УПФ РФ по г. Ставрополю назначить ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 г., произвести перерасчет с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу с учетом индексации ежемесячной денежной выплаты в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны и взыскать в пользу Черникова В.И. расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей \л.д. 3-6\.

Ответчик УПФ РФ по г. Ставрополю исковые требования не признал, представили возражения на иск \л.д. 31-34\.

Обжалуемым решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 19 сентября 2012 года иск удовлетворен в полном объеме.

На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю возложена обязанность назначить Черникову В.И. и Черниковой Э.В. ежемесячную денежную выплату в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года, произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года по день вступления решения суда в законную силу с учетом индексации.

С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю в пользу Черникова В.И. взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - Першина Т.А. просит отменить решение суда, указав, что смерть военнослужащего Черникова В.В. наступила 26 января 1995 года, то есть после вступления в силу Федерального закона «О ветеранах». Следовательно, отказ органа пенсионного обеспечения в установлении ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих» в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, являлся обоснованным \л.д. 52-55\.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы Черников В.И. и Черникова Э.В. считают изложенные в ней доводы несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным \л.д. 73-76\.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права.

Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия в процессе проверки решения установили, что Черников В.И. и Черникова Э.В. является родителями военнослужащего Черникова В.В., погибшего 26 января 1995 года при исполнении обязанностей военной службы в Республике Чечня.

В связи с гибелью сына, военным комиссариатом Ставропольского края Черникову В.И. и Черниковой Э.В. выданы 05.09.2001 года удостоверения о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой исходил из того, что объем льгот, получаемых Черниковыми, как членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы соответствовал до 1 января 2005 года объему льгот, установленных для участников Великой Отечественной войны, следовательно, дальнейшее ухудшение прав истца недопустимо.

Апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.

Так, из указанного выше удостоверения и других материалов дела усматривается, что истцы имеют право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, то есть на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Указанным Федеральным законом № 5-ФЗ, вступившим в действие с 16 января 1995 года, определен круг лиц, относящихся к ветеранам, и установлены меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей.

При этом объем мер социальной защиты указанных категорий граждан, в том числе участников войны, а также лиц, приравненных к ним, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц являлся различным, что подтверждается содержанием статей 15 и 21 данного Закона, как в первоначальной редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», так и в редакции, действующей на сегодняшний день.

В связи с внесением Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон «О ветеранах», система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме заменена ежемесячной денежной выплатой, размер которой установлен пунктом 4 ст. 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ для каждой категории граждан различный (для участников Великой Отечественной войны в большей сумме, чем для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий).

В соответствии с указанными изменениями истцам с 1 января 2005 года была назначена ежемесячная денежная выплата в размере, установленном для члена семьи погибшего военнослужащего.

Анализируя доводы иска и выводы суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что до 16 января 1995 года действовал Закон СССР от 01.01.1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», статьей 7 которого на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) было установлено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2007 г. № 331-О-П установлен конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, как не допускающий в рамках длящихся правоотношений установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Таким образом, действующим законодательством с учетом вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не предусмотрено правовых оснований для предоставления членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах», ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как и лицам, у которых возникло и было реализовано право на социальную защиту согласно Закону СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», назначаемой в соответствии с пунктом 2 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.

Доказательств приобретения права пользования льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, в соответствии с Законом СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» истцами представлено быть не могло, поскольку их сын погиб после 16 января 1995 года - даты вступления в действие Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

Черникову В.И. и Черниковой Э.В. в соответствии со статьей 28 этого Закона было выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (как отдельной категории граждан, являющихся адресатом социальной поддержки определенного объема).

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска.

Доводы о том, что истцы до 2005 года пользовалась льготами, аналогичными для участников Великой Отечественной войны до 1 января 2005 года в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», также не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о возникновении у истцов прав на льготы, приобретенные в соответствии с Законом СССР № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях по жалобам тех граждан, гибель чьих детей наступила при исполнении обязанностей военной службы после 16 января 1995 года до 1 января 2005 года и у которых возникло право на льготы, предусмотренные для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», на нарушение их конституционных прав установлением размера ежемесячной денежной выплаты в сумме, меньшей, чем для лиц, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при дифференциации мер социальной поддержки в зависимости от особенностей правового статуса их получателей, приобретенного на основании различных нормативных правовых актов и решение вопроса о размере выплат является прерогативой законодателя, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 13.10.2009 № ***, от 15.07.2010 г. № ***, от 23.09.2010 г. № ***, от 23.09.2010 г. № ***, от 24.02.2011 г. № ***).

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права в виде применения закона, не подлежащего применению (п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Соответственно, в силу ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не подлежат и возмещению понесенные стороной судебные расходы в виде оплаты услуг представителя.

Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1., п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 4 ч. 1,  п. 2 ч. 2 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 19 сентября 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение. В удовлетворении искового заявления Черникова Владимира Ивановича и Черниковой Эллы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для участников Великой Отечественной войны, перерасчете ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2005 года и возмещении судебных расходов отказать.

Апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ставрополю - Першиной Т.А. удовлетворить.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка