• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 04 июня 2013 года Дело N 33-1168
 

04 июня 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего Саниной Л.Л.

судей Зубовой Т.Н. и Забелиной О.А.

при секретаре Аксютич А.А.

в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Стычук Ирины Сергеевны к Администрации г. Орла,Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства Орловской области о признании постановления незаконным,восстановлении в списке очередности граждан, нуждающихся в жилойплощади и обязании выдать сертификат

по апелляционной жалобе Стычук Ирины Сергеевны на решение Советского районного суда г.Орла от 09 апреля 2013 года, которым постановлено:

« Исковые требования Стычук Ирины Сергеевны к Администрации г. Орла, Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства Орловской области о признании постановления незаконным,восстановлении в списке очередности граждан, нуждающихся в жилой площади и обязании выдать сертификат оставить без удовлетворения».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Зубовой Т.Н., выслушав объяснение Стычук И.С. и ее адвоката ФИО6, поддержавших доводы жалобы, третье лицо Стычук А.А., возражения на жалобу представителя Администрации г. Орла Андреевой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Стычук И.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Орла, Департаменту строительства и жилищно- коммунального хозяйства Орловской области о признании постановления незаконным, восстановлении в списке очередности граждан, нуждающихся в жилой площади и обязании выдать сертификат.

В обоснование исковых требований указывала, что она в период с ... по ... , с ... по ... , с ... по ... проживала в ... , который отнесён к зоне отселения вследствие аварии на ЧАЭС.

После переезда в г. Орёл на постоянное место жительство, с ... она была принята на учёт в администрации ... как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС и ей было выдано удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения. Поэтому Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ей гарантируется обеспечение жилой площадью как нуждающейся в улучшении жилищных условий в размерах и в порядке, установленных Правительством РФ, один раз.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 определено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Поскольку она является участником федеральной целевой программы, ... она обратилась с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата на приобретение жилья на состав семьи два человека: она и сын.

Однако письмом администрации ... от ... она была снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилой площади в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Полагала, что указанные действия администрации по снятию её с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилой площади нарушают ее права, поскольку основания для снятия отсутствуют, так как она и ее несовершеннолетний сын не являются нанимателями жилого помещения и не имеют жильё в собственности.

В связи с чем просила суд признать постановление администрации г. Орла от <...> о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязать администрацию г. Орла восстановить ее в списке нуждающихся в жилой площади с даты постановки на учет с ... , обязать Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства ... выдать жилищный сертификат на нее и ее несовершеннолетнего сына Стычук Владимира Алексеевичу ... года рождения.

Администрация г. Орла и Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, Правительства Орловской области исковые требования не признали.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Стычук И.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных ею исковых требований в полном объеме.

Указывает, что суд в нарушение норм процессуального права не привлёк к участию в деле орган опеки и попечительства, поскольку по данному делу затронуты права несовершеннолетнего ребенка.

Полагает ошибочным вывод суда о том, что она и её несовершеннолетний сын в полной мере обеспечены жильём, поскольку у нее отсутствует недвижимое имущество на территории Орловской области, а наличие у неё в собственности доли в праве на квартиру в г. Новызыбков Брянской области, отнесённый к зоне отселения, не позволяет считать её имеющей жилое помещение.

Обращает также внимание на то обстоятельство, что ее супруг - Стычук А.А. не является собственником ... в ... , так как на указанную квартиру наложены обременения (ипотека). Следовательно, по её мнению, данная квартира находится в собственности у Банка. Кроме того, она со Стычуком А.А. одной семьей не проживает, отношений с ним не поддерживает.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 17 закона от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.12.2012, с изм. от 30.01.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения, переселенным (переселяемым) из зоны отселения обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (ред. от 18.02.2013) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».

В соответствии с подпунктом «е» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальное защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофе на Чернобыльской АЭС».

Таким образом, для получения указанной социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом, помимо указанного в федеральном законе определенного статуса, лицо должно быть признано нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов гражданам участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «е» - «и» настоящие Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российский Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

В силу п.п. «а» п. 22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ст. 52 ЖК РФ. Принятие на учет граждан в качеств нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 N 5/058-ГС «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 11,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Как установлено материалами дела, Стычук И.С. относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеет статус гражданина, добровольно выехавшего из зоны отселения ... .

С ... Стычук И.С. стояла в администрации Советского района г. Орла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также она является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц. Очередь в сводном списке 23.

Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании сторонами по делу и подтверждаются материалами дела.

... Стычук И.С. подала заявление в администрацию г. Орла с просьбой выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Орла и Орловской области.

Однако постановлением администрации ... № от ... Стычук И.С. была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения истицы в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Стычук И.С. состоит в зарегистрированном браке со Стычук А.А. и от данного брака они имеют сына Стычук В.А.

С ... Стычук И.С. зарегистрирована по адресу: г. Орёл, ... , кВ. 20, что подтверждается копией лицевого счёта на данную квартиру.

Информация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Стычук И.С. на недвижимое имущество на территории Орловской области отсутствует.

Вместе с тем, по делу установлено, что муж истицы Стычук А.А. имеет в собственности квартиру, общей площадью <...> кв.м.., расположенную по адресу: г. Орёл, ... , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... . По вышеуказанному адресу никто не зарегистрирован.

По делу также видно, что денежные средства для приобретения вышеуказанной квартиры в размере <...> рублей были предоставлены Стычук А.А. на основании кредитного договора от ... , заключенного с ОАО Сберегательный Банк РФ. Обеспечением исполнения кредитного обязательства являлось поручительство, в том числе и Стычук И.С.

Изменяя законный режим совместно нажитого имущества, ... супруги Стычук заключили брачный договор, из которого следует, что приобретенная Стычук А.А. ... является приобретенной в период брака и в случае его расторжения остается собственностью Стычук А.А.

Однако, несмотря на это, и учитывая, что истица Стычук С.И. добровольно отказалась от принадлежащей ей ? доли в праве собственности на квартиру, состоит в зарегистрированном браке с Стычук А.А., и их брак в установленном законом порядке не расторгнут, а также учитывая то обстоятельство, что она фактически проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности её мужу, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Стычук С.И. является членом семьи собственника жилого помещения.

Поскольку истица вместе с супругом и несовершеннолетним сыном проживают в жилом помещении общей площадью 71 кв.м., следовательно, исходя из учетной нормы площади жилого помещения в размере 11,5 квадратных метров общей площади жилого помещения, Стычук С.И. не может быть признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Стычук И.С. к администрации г. Орла,Департаменту строительства, транспорта и жилищно-коммунальногохозяйства Орловской области о признании постановления незаконным,восстановлении в списке очередности граждан, нуждающихся в жилойплощади и обязании выдать сертификат.

Довод жалобы Стычук И.С. о том, что судом не было учтено то обстоятельство, что она со Стычуком А.А. одной семьей не проживает, отношений с ним не поддерживает, является несостоятельным, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, а именно показаниями свидетелей Мурыкиной В.В. и Кондрашовой З.И., а также актом обследования жилищных условий, составленным специалистами администрации г. Орла.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г.Орла от 09 апреля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Стычук И.С. - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-1168
Принявший орган: Орловский областной суд
Дата принятия: 04 июня 2013

Поиск в тексте