СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2013 года Дело N 33-1978/2013

г. Вологда

17 мая 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жидковой О.В.

судей Соколовой М.В., Чернышовой Н.Э.,

при секретаре Вариной С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мельникова Н.Н. на решение Сокольского районного суда Вологодской области от <ДАТА>, которым заявление начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области об установлении административного надзора в отношении Мельникова Н.Н., <ДАТА> года рождения, уроженца  ...  удовлетворено.

Установлен в отношении Мельникова Н.Н. административный надзор на срок погашения судимости, то есть до <ДАТА>.

Срок административного надзора исчислен со дня постановки Мельникова Н.Н. на учет в орган внутренних дел по месту жительства.

Установлены в отношении Мельникова Н.Н. следующие административные ограничения:

1. два раза в месяц являться для прохождения регистрации в орган

внутренних дел по месту жительства или пребывания;

2. запрещено пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося

местом жительства либо пребывания Мельникова Н.Н. в ночное время суток;

3. запрещен выезд за пределы Мурманской области без разрешения органа внутренних дел;

4. запрещено посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Соколовой М.В., объяснения представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Атрепьевой Е.Б., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

приговором Великоустюгского районного суда от <ДАТА> (с учетом постановления Сокольского районного суда от <ДАТА>) Мельников Н.Н. осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от <ДАТА> № 26-ФЗ) к 3 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

С <ДАТА> осужденный Мельников Н.Н. отбывал наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области).

<ДАТА> начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №...» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Вологодской области) обратился в суд с заявлением, в котором просил установить в отношении осужденного Мельникова Н.Н. административный надзор сроком на шесть лет.

Кроме того, просил установить Мельникову Н.Н. административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток; запрета выезда за пределы Мурманской области; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Серышов А.Н. требования поддержал. Заинтересованное лицо Мельников Н.Н. с требованиями согласился. Участвующий в деле помощник Сокольского межрайонного прокурора Соколов А.А. полагал требования законными и подлежащими удовлетворению.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Мельников Н.Н. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, указывает на ограничение своих конституционных прав принятым судом решением.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Сокольского межрайонного прокурора, участвующий в деле, Соколов А.А. и ФКУ ИК-4 УФСИН России по Вологодской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, приходит к следующему.

Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
 


В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

По смыслу части 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Рецидив может быть опасным и особо опасным лишь в случае совершения вновь тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, при наличии ранее судимости (или нескольких) за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Как следует из материалов дела, Мельников Н.Н. отбывал наказание по приговору Великоустюгского районного суда Вологодской области от <ДАТА> за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью ... Уголовного кодекса Российской Федерации в виде реального лишения свободы. <ДАТА> вновь осужден за совершение тяжкого преступления к ... лишения свободы, в его действиях имеется особо опасный рецидив преступлений, что установлено приговором Великоустюгского районного суда Вологодской области от <ДАТА>.

<ДАТА> Мельников Н.Н. освобождён из ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Вологодской области по отбытию срока наказания.

В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и исчисляется со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Согласно статье 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.

Учитывая положения статей 2, 4, 5 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также то, что Мельников Н.Н. был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Мельникова Н.Н. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор Мельникову Н.Н. сроком на шесть лет, определив ему административные ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 2 раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время суток; запрета выезда за пределы Мурманской области; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.

При этом суд правомерно исходил из того, что Мельников Н.Н. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные в части 2 статьи 3 названного Закона (особо опасный рецидив преступлений).

При выборе административных ограничений судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенных преступлений и характеризующие Мельникова Н.Н. данные.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64 - ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении него ограничений, а также за выполнением им предусмотренных законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или месту пребывания. Статья 10 Закона предусматривает возможность поднадзорного лица обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными частью 3 статьи 12 Закона.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.

Тем самым ограничения, установленные Законом № 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.

Установленные судом первой инстанции административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Мельниковым Н.Н. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.

Довод жалобы Мельникова Н.Н. о том, что применение к нему административного надзора противоречит Конституции Российской Федерации, является мерой наказания за деяния, в отношении которых он уже понес наказание, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном понимании нормы права.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Это означает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, в связи с чем, устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда Вологодской области от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Жидкова

Судьи: М.В. Соколова

Н.Э. Чернышова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка