• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 21 мая 2013 года Дело N 33-3906/2013
 

21 мая 2013 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

в составе

председательствующего Вишняковой С.Г.,

судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,

при секретаре Шадриной Т.В.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 15 марта 2013 года

по делу по иску прокурора Чарышского района в интересах Полева К.А. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Малобащелакского сельсовета о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г.,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Чарышского района обратился в суд в интересах Полева К.А. с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Малобащелакского сельсовета о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в размере 33 квадратных метра общей площади на территории Малобащелакского сельсовета Чарышского района Алтайского края.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Полев К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители Ф.И.О. 1 и Ф.И.О. 2 умерли. ДД.ММ.ГГ истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения для включения Полева К.А. в сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направлены в Управление жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края ДД.ММ.ГГ. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Однако по окончании службы в нарушение положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не был обеспечен жилым помещением. Поскольку Полев К.А. не имеет в собственности или по договору найма жилых помещений, зарегистрирован и фактически проживает у своей бабушки, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то не обеспечение в установленном порядке жилым помещением нарушает его жилищные права.

В дальнейшем прокурор предъявил уточненное исковое заявление, в котором просил возложить на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрацию Малобащелакского сельсовета Чарышского района Алтайского края обязанность предоставить Полеву К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование уточненных требований дополнительно указал, что с 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Так как до дня вступления в силу указанного Федерального закона право Полева К.А. на обеспечение жилым помещением осталось не реализованным, то он имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решением Чарышского районного суда Алтайского края от 15 марта 2013 года исковые требования прокурора Чарышского района в интересах Полева К.А. удовлетворены частично.

На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Полеву К.А., ДД.ММ.ГГ, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в срок до 31 марта 2014 года.В удовлетворении иска к администрации Малобащелакского сельсовета отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.

В качестве оснований к отмене решения суда указывает на то, что в силу ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Однако одновременное изменение предмета и основания иска не допускается. Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, прокурор изменил как предмет, так и основание иска, что законом не допускается. Сведения о Полеве К.А. включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, реестровая запись *** от ДД.ММ.ГГ. Вместе с тем, обеспечение жилыми помещениями в соответствии с постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года №736 осуществляется путем строительства на территории Алтайского края жилых помещений и приобретения жилых помещений для детей, оставшихся без попечения родителей. Строительство жилых помещений осуществляется за счет средств краевого бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета. Для решения жилищной проблемы детей-сирот постановлением администрации Алтайского края от 22 ноября 2012 года №633 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2013-2015 гг. За три года планируется обеспечить жильем 958 детей-сирот, в том числе 316 человек в 2013 году. Жилые помещения предоставляются согласно списку, сформированному Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству по дате подачи заявления и принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, вывод суда об обязанности предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края преждевременен, в соответствии с действующим законодательством права истца не нарушены.

В письменных возражениях прокурор Чарышского района просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав прокурора Текутьеву Я.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года №72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» (в ред. Закона Алтайского края от 11 октября 2012 года №74-ЗС) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Алтайского края.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 27 декабря 2012 года №736.

Согласно п.п. 2.1, 2.2, 2.5 Порядка формирование и ведение Списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется Управлением Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

В силу п. 4.3 данного Порядка в течение 15 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего Порядка, управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству проводит проверку содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) специализированного жилого помещения. Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или граждане, имевшие статус ребенка (лица), оставшегося без попечения родителей, уведомляются о принятом решении письменно в течение 5 дней с момента принятия решения. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Полев К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Его отец Ф.И.О. 2 умер ДД.ММ.ГГ, а мать Ф.И.О. 1 умерла ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ Полев К.А. окончил ... , что подтверждается копией диплома *** от ДД.ММ.ГГ.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Полев К.А. зарегистрирован и проживает в жилом доме, принадлежащем его бабушке Ф.И.О. 3, общей площадью ... расположенном по адресу: ...

Собственником объектов недвижимого имущества Полев К.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, не является, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно выписке из протокола *** от ДД.ММ.ГГ заседания жилищной комиссии при администрации Малобащелакского сельсовета Полев К.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, принято решение поставить его на внеочередное получение жилья и ходатайствовать перед администрацией района о выделении жилья или безвозмездной субсидии.

На основании постановления Малобащелакского сельсовета Чарышского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Полев К.А. поставлен на внеочередное получение жилья, очередь ***.

В целях реализации права истца на жилое помещение в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству ДД.ММ.ГГ направлена информация и копия учетного дела *** на Полева К.А. для включения его в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Вместе с тем, право истца на обеспечение жилым помещением осталось не реализованным.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Полев К.А. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку истец не был обеспечен жильем до 01 января 2013 года по ранее действовавшему закону, то в настоящее время он имеет право на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, мотивирован в судебном решении и подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда о нарушении прав истца преждевременны, так как обеспечение жилыми помещениями осуществляется согласно списку в порядке очередности, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Федеральным и региональным законодательством реализация права на обеспечение жилым помещением не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает истец в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть обеспечены жилыми помещениями, по мнению судебной коллегии, указывает на то, что жилые помещения должны быть предоставлены указанной категории граждан незамедлительно после возникновения соответствующего права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что, уточнив исковые требования, прокурор в нарушение ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил предмета и основание иска, судебной коллегией не принимаются, поскольку прокурор изменил только предмет иска, основания иска, а именно фактические обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, остались неизменными.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Чарышского районного суда Алтайского края от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-3906/2013
Принявший орган: Алтайский краевой суд
Дата принятия: 21 мая 2013

Поиск в тексте