СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 мая 2013 года Дело N 33-4812013

24.05.2013 года г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Бзегежевой Н.Ш.,

судей - Муращенко М.Д. и Григоровой Ж.В.,

при секретаре - Хаджемуковой М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Арутюняна Д.Э. - Блягоз А.С. по доверенности на решение Майкопского городского суда от  ... , которым постановлено:

Исковые требования Арутюняна ФИО16 к Администрации МО « ... » и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на его приобретение - удовлетворить частично.

Признать Арутюняна ФИО17 относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и восстановлении срок для постановки на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования « ... » от  ... , утверждённое распоряжением Администрации муниципального образования « ... » от  ...  №-р об отказе в признании Арутюняна ФИО18, как относящегося к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Признать Арутюняна ФИО19 нуждающимся в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и поставить на учет составом семьи 1 человек в администрации муниципального образования « ... ».

В удовлетворении остальной части исковых требований Арутюняну ФИО20 - отказать.

Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения представителя истца Арутюняна Д.Э. - Блягоза А.С. (по доверенности) поддержавшего доводы апелляционной жалобы по принятому решению суда первой инстанции, представителей Министерства образования и науки РА - Кайтуковой С.И. (по доверенности), администрации МО « ... » ФИО10 (по доверенности) полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Арутюнян Д.Э. обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать его относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, восстановить ему срок для постановки на учет граждан из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, взыскать социальную выплаты на его приобретение в размере 787050 руб. При этом указал, что решением жилищной комиссии администрации МО « ... » ему было отказано в постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, что он не относится к указанной категории лиц. Считает, указанное решение жилищной комиссии незаконным и нарушающим его права. Истец родился  ...  году в  ... . Его родителями являются: отец - ФИО2, мать - ФИО3. Родители истца расторгли брак  ... , когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте. Отец злоупотреблявший спиртными напитками, устранился от его воспитания и содержания. В 1999 г. истец вместе с матерью переехал из  ...  в  ...  и с этого времени по день его смерти  ...  истец своего отца не видел. Мать истца, не будучи лишенной родительских прав, фактически устранилась от его содержания и воспитания. В связи с тем, что мать истца не выполняла родительских прав и обязанностей в отношении него, злоупотребляла спиртными напитками, вела аморальный образ жизни, истец в несовершеннолетнем возрасте дважды был отобран у нее о определен на содержание и полное государственное обеспечение в ГОУ « ... ». В период с  ...  по  ...  и с  ...  по  ...  он находился на содержании и полном государственном обеспечении в указанной школе-интернате. Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от  ...  мать была лишена родительских прав в отношении других детей; ФИО11, ФИО12 и ФИО13 В отношении истца мать не была лишена родительских прав по причине достижения совершеннолетия при обращении к прокурору г. Майкоп. Считает, что родители не были лишены родительских прав в отношении него, по причине несвоевременного непринятия мер органами опеки и попечительства по защите прав и законных интересов и не обратились в суд с иском о лишении его родителей родительских прав. До достижения 23-летнего возраста он не обратился в администрацию МО « ... » для постановки на учет по уважительной причине - в связи с отбыванием наказания в виде лишения свободы. В настоящее время не имеет собственного жилья, средствами для его приобретения также не располагает. Считает решение комиссии по жилищным вопросам незаконным ввиду, что нарушаются его права на жилище. В судебном заседании представитель истца заявленные требования уточнил и просил, признать его относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей; восстановить срок для постановки на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в представлении жилого помещения; признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам, администрации МО « ... » от  ...  утвержденное распоряжением Администрации МО « ... » от  ...  №-р; признать его нуждающегося в предоставлении жилого помещения как относящегося к категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставить на учет составом 1 человек в администрацию МО « ... », а также включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность; обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации МО « ... » субвенцию в размере 787 050 рублей.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения исковых требований, в связи с достижением истцом предельного - 23-х летнего срока, а также в связи с введением с 01.01.2013 года нового правового регулирования отношений по предоставлению жилого помещения указанной категории граждан.

Суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании безвозмездной субсидии в размере 787050 руб. в пользу истца для приобретения жилья и принять по делу в указанной части новое решение, которым удовлетворить его исковые требования. В обоснование жалобы указал, что на момент вынесения судом оспариваемого решения право истца на получение субвенции на приобретение жилья не было реализовано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем. Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются федеральный закон от  ...  N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от  ...  N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В п. 1 ст. 4 данного закона указано, что он вступает в силу с  ... .

Таким образом, с  ...  подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от  ...  "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от  ...  N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом под реализацией принадлежащего указанным лицам права на обеспечение жилыми помещениями следует понимать фактическое предоставление жилого помещения. Факт обращения такого лица за защитой своего права еще не свидетельствует о его реализации.

В силу приведенных норм, основанием возникновения права на жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникает после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию  ...  в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение.

С января 2013 года право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на предоставление вне очереди жилых помещений, предусмотрено Федеральным законом N 159-ФЗ в редакции федерального закона № 15-ФЗ.

В соответствии с нормами действующего законодательства основанием для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья указанной категории лиц являлось нахождение на учете в жилищной комиссии органах местного власти и местного самоуправления по месту регистрации. На 01.01.2013 г. истец Арутюнян Д.Э. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоял.

Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении истцу во взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд первой инстанции, правильно, применил указанные нормы материального права, обоснованно установил, что поскольку истец не был признан лицом, относящимся к категории лиц оставшихся без попечения родителей, не состоял на жилищном учете для указанной категории лиц до 01.01.2013 г., то положения закона, действовавшего на 31.12.2012 г. не могут на него распространяться. В связи с чем предоставление ему жилого помещения должно осуществляться в соответствии с новым правовым регулированием, действующим с 1 января 2013 года.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности и законности состоявшегося по делу судебного решения и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 12 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий - Бзегежева Н.Ш.

Судьи - Муращенко М.Д. и Григорова Ж.В.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея Ж.В. Григорова

Председательствующий - Н.Ш. Бзегежева

Судьи - М.Д. Муращенко

Ж.В. Григорова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка