СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ НОВГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 мая 2013 года Дело N 2-624/13-33/883

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего - Колокольцева Ю.А.,

судей - Алещенковой И.А., Виюка А.В.,

при секретаре - Горбачевой А.В.,

с участием представителя истца Сапронова А.Г. - Глущенко В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 мая 2013 года по докладу судьи Алещенковой И.А. дело по апелляционной жалобе Администрации <...> муниципального района на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 20 февраля 2013 года, которым исковые требования Сапронова А.Г. к Администрации <...> муниципального района о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, обязании выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, обязании предоставить земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства удовлетворены частично и постановлено:

признать незаконным решение Администрации <...> муниципального района от <...> <...> об отказе в предоставлении Сапронову А.Г. в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного в деревне <...> сельского поселения <...> муниципального района в кадастровом квартале <...>;

обязать Администрацию <...> муниципального района в рамках рассмотрения заявления Сапронова А.Г. о предоставлении в аренду земельного участка в деревне <...> поселения для ведения личного подсобного хозяйства провести мероприятия, установленные п.п. 6.3, 6.3 (фрагмент) и 6.4 Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25 августа 2006 года № 70 в редакции решения Думы Новгородского муниципального района от 27 апреля 2012 года № 141;

в остальной части в удовлетворении исковых требований Сапронова А.Г. отказать;

взыскать в пользу Сапронова А.Г. за счет средств местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме <...> рублей;

установила:

Сапронов А.Г. обратился в суд с иском к Администрации <...> муниципального района (далее <...>), с учетом последующих дополнений исковых требований, о признании незаконным решения <...> об отказе в предоставлении земельного участка площадью <...> кв. м, находящегося в деревне <...> сельского поселения в кадастровом квартале <...> в аренду для ведения личного подсобного хозяйства, обязании <...> выдать схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории с целью выполнения за свой счет в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и постановки его на государственный кадастровый учет в 2-хнедельный срок по истечении срока обжалования, обязании в 30-тидневный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка предоставить земельный участок в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на 49 лет. В обоснование иска указал, что <...> обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, указав на приложенной к заявлению схеме расположение испрашиваемого участка. Администрацией принято оспариваемое решение по тому основанию, что испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне согласно Генеральному плану <...> сельского поселения. Однако испрашиваемый земельный участок в рекреационной зоне не находится.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация района полагает постановленное решение подлежащим отмене в связи с неправильной правовой оценкой судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Так, судом установлено, что решением Совета депутатов <...> сельского поселения от 06.03.2012 года № 8 утверждены Генеральный план <...> сельского поселения и Карта градостроительного зонирования Савинского сельского поселения, согласно которым в кадастровом квартале <...>, в пределах которого Сапроновым А.Г. испрашивается земельный участок, расположена зона рекреации Р.1. Однако судом действие Генерального плана поставлено в зависимость от внесения (невнесения) сведений о соответствующих зонах в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, установив факт нахождения испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне, суд не применил нормативный правовой акт - решение Совета депутатов <...> сельского поселения от 06.03.2012 года № 8, подлежавший применению.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации района и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации <...> сельского поселения, <...> бассейнового водного управления не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Глущенко В.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Таким образом, судом апелляционной инстанции оспариваемое судебное постановление проверяется только в удовлетворенной части исковых требований.

Как следует из материалов дела, <...> Сапронов А.Г. обратился в <...> с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью 2500 кв.м., расположенного в д. <...> сельского поселения <...> в кадастровом квартале <...>, со схемой местоположения земельного участка, изображенной на оборотной стороне заявления.

<...> в согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка главой Администрации Савинского сельского поселения отказано в связи с тем, что данный земельный участок находится в рекреационной зоне.

<...> <...> от <...> Сапронову А.Г. отказано в предоставлении испрашиваемого им земельного участка по тем основаниям, что Главой <...> сельского поселения <...> муниципального района в соответствии с п. 6.3 Порядка предоставления земельных участков на территории <...> муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2006 года № 70, отказано в согласовании схемы испрашиваемого земельного участка, поскольку он расположен в рекреационной зоне согласно Генеральному плану Савинского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов <...> сельского поселения от. 03.2012 года №8.

Судом установлено, что, исходя из данных кадастрового паспорта, в кадастровом квартале <...>, в пределах которого Сапроновым А.Г. испрашивается земельный участок, имеются свободные земельные массивы, расположенные в границах населенного пункта д. Новониколаевское Савинского сельского поселения, относящиеся к категории земель земли населенных пунктов. Испрашиваемый Сапроновым А.Г. земельный участок находится на одной из таких территорий. Согласно данным утвержденного Генерального плана Савинского сельского поселения испрашиваемый Сапроновым А.Г. земельный участок частично располагается в рекреационной зоне, что и явилось мотивом отказа в согласовании предоставления указанного участка.

Удовлетворяя иск и признавая незаконным решение <...> от <...> <...> об отказе в предоставлении истцу в аренду для ведения личного подсобного хозяйства испрашиваемого земельного участка, суд исходил из того, что решением Совета депутатов <...> сельского поселения от 06.03.2012 года № 8 утверждены Генеральный план <...> сельского поселения и Карта градостроительного зонирования Савинского сельского поселения, согласно которым в кадастровом квартале <...>, в пределах которого Сапроновым А.Г. испрашивается земельный участок, расположена зона рекреации Р.1. Вместе с тем какие-либо сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, об ограничениях (обременениях) прав на земельные участки, расположенные в данном кадастровом квартале, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Из представленных <...> и Администрацией <...> сельского поселения доказательств также не представляется возможным установить, что испрашиваемый земельный участок частично расположен на земельном участке рекреационного назначения, поскольку сведения о границах указанных земельных участков отсутствуют.

Согласиться с таким выводом суда 1 инстанции нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 указанного Кодекса произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 9 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон в составе земель населенных пунктов, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В соответствии с пунктом 2 той же статьи основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений определяет градостроительный регламент территориальной зоны, который для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) определяют Правила землепользования и застройки, установление которых статьей 11 указанного Кодекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Согласно Правилам землепользования и застройки <...> сельского поселения, утвержденным решением Совета депутатов <...> сельского поселения Новгородского района Новгородской области № 10 от 06.03.2012 года, в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. (п. 2.5 ст. 36) Рекреационная зона (зона Р.1 - Зона природных ландшафтов) предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. (ст. 48) Основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в этой зоне являются парки, скверы, бульвары, используемые в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.

Данными Правилами не предусмотрено использование земель рекреационных зон для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

В силу ст. 4 указанного выше Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (ч.1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.(ч.2)

Согласно ст. 34, 36 ГсК РФ при подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям улиц, проездов, красным линиям, границам земельных участков и т.д.

На карте градостроительного зонирования границы территориальных зон должны устанавливаться таким образом, чтобы каждый земельный участок принадлежал только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается

Судом первой инстанции сделан вывод о невозможности определить принадлежность спорного земельного участка к конкретной территориальной зоне в связи с отсутствием сведений о территориальных зонах и их границах в данных государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ Правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В силу ст. 56 ГсК РФ в целях обеспечения всех участников процесса градостроительной деятельности необходимой информацией действуют информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3) иные документы и материалы (ч. 2 ст. 56 ГсК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 56 ГсК РФ сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Отношения, связанные с установлением территориальных зон в соответствии с муниципальными правовыми актами, данный закон не регулирует.

В соответствии с указанным Законом данные о разрешенном использовании земельных участков являются дополнительными сведениями об объекте.

Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определен главой 4 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Генеральный план Савинского сельского поселения и Карта градостроительного зонирования <...> сельского поселения, Правила землепользования и застройки <...> сельского поселения являются действующими и поэтому - подлежащими применению судом для разрешения возникшего спора, являются нормативным правовым актом, который в установленном законом порядке не оспорен и не действующим полностью или в части в установленном законом порядке не признан.

Учитывая, что в зоне рекреации не предусмотрено такого разрешенного вида использования земельного участка, как ведение личного подсобного хозяйства, то вывод суда о незаконности отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду противоречит ч. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости считаются не соответствующими установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Соответственно, нельзя признать законным и решение суда в части обязания Администрации района восстановить нарушенные права Сапронова А.Г. путем проведения мероприятий, предусмотренных п.п. 6.3, 6.3 (фрагмент) и 6.4. Порядка предоставления земельных участков на территории Новгородского муниципального района, утвержденного решением Думы Новгородского муниципального района от 25 августа 2006 года № 70.

При таких обстоятельствах, вывод суда о частичном удовлетворении иска противоречит закону, а потому решение суда подлежит отмене, как постановленное с применением закона, не подлежащего применению.

В то же время, у судебной коллегии имеются основания для принятия по делу нового решения об отказе в иске по вышеизложенным основаниям.