СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июня 2011 года Дело N 33-1996/2011

28 июня 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Залевской Е.А., Марисова А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колпашевского городского прокурора в интересах Лапина С. О. к Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди

по кассационной жалобе Администрации Колпашевского городского поселения Томской области на решение Колпашевского городского суда Томской области от 18 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Залевской Е.А., объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Смыченко А.М., действующего на основании доверенности № 819/11 от 07.06.2011, процессуального истца прокурора Кофман Е.Г., рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колпашевский городской прокурор (прокурор, истец) обратился в суд с иском в интересах Лапина С. О. к Администрации Колпашевского городского поселения (Администрация, ответчик, кассатор) о понуждении обеспечить жилым помещением вне очереди.

В обоснование иска указал, что Лапин С.О., /__/ года рождения, имеет статус /__/, поскольку в возрасте 18 лет у него умер отец, а мать воспитанием сына не занималась, в связи с чем 29.12.2004 решением Колпашевского городского суда Томской области была лишена родительских прав.

Жилое помещение за Лапиным С.О. не закреплялось, с 2005 года Лапин С.О. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в Администрации Колпашевского городского поселения в категории детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Лапин С.О. жильем не обеспечен, в июне 2009 года он окончил образовательное учреждение с получением /__/ образования.

Просил суд обязать ответчика обеспечить Лапина С.О. вне очереди жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании помощник Колпашевского городского прокурора Герасина О.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Лапин С.О. в судебном заседании иск прокурора поддержал, пояснив, что он попал в /__/, так как его мама была лишена родительских прав, отец умер в 1997 году.

В /__/ его направили из /__/, в 2007 году он закончил обучение в /__/, после чего поступал в /__/, но там отучился 1 год, так как его забрали под опеку до 18 лет, после снятия опеки он поступил в /__/, где ему было предоставлено общежитие.

В 2009 году он закончил обучение, получил профессию. В настоящее время он снова обучается в /__/, так как после окончания обучения ему негде было жить. Когда он пришел получать диплом, ему предложили пойти учиться на вторую профессию. В настоящее время, если ему уйти из /__/, жить негде, идти некуда.

Просил суд обязать Администрацию Колпашевского поселения предоставить ему жилье.

Представитель Администрации Колпашевского городского поселения Смыченко A.M. иск не признал, пояснил, что Администрация поселения как орган местного самоуправления не отказывала Лапину С.О. в представлении жилья в установленном порядке, с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления после окончания /__/ в 2009 году он не обращался. В настоящее время Лапин С.О. обучается в /__/ по специальности «/__/» на очном дневном отделении со сроком нахождения в образовательном учреждении по 30.06.2012, находится на полном государственном обучении, получает стипендию, проживает в общежитии /__/.

На заявление Лапина С.О., поступившем 23.03.2011 в адрес Главы поселения Зяблицева Ю.Г., о внеочередном предоставлении ему жилья по месту учета ему был дан ответ о том, что в соответствии требованиями законодательства вопрос о выделении ему муниципального жилья будет решен после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Право истца на внеочередное получение жилья в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительной гарантии и социальной поддержке детей сирот, оставшихся без попечения родителей» Администрация не оспаривает, но полагает, что оно может быть реализовано только при определенных обстоятельствах, истцом должен быть соблюден заявительный порядок. В настоящее время Лапин С.О. он получает профессиональное образование, до окончания пребывания в образовательном учреждении ему жильё предоставлено быть не может.

Кроме того, указанный Федеральный Закон, а также Закон Томской области № 188-Ф3 от 11.09.2007 определяют, что власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий. На 2011 год Администрации выделено /__/ рублей, на которые было приобретено 2 квартиры для категории лиц, к которым принадлежит и Лапин С.О., данные квартиры распределены жилищной комиссией, договоры социального найма уже подписаны. Больше денежных средств на эти цели в бюджете нет.

Представитель третьего лица Администрации Колпашевского района Гришаев Д.В. в судебном заседании с заявленными прокурором исковыми требованиями не согласился и поддержал доводы представителя ответчика.

Представитель третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражая против заявленных прокурором исковых требований. Полагала, что обязательным условием для предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди является окончание пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования. В законодательстве не уточняется количество окончания всех видов профессионального образования для получения детьми-сиротами жилого помещения по договору социального найма. В настоящее время Лапин С.О. обучается в /__/ на очном отделении с полным государственным обеспечением и, следовательно, не имеет права требовать предоставления ему жилого помещения по договору социального найма до окончания обучения. После окончания обучения Лапин С.О. имеет право обратиться непосредственно в компетентные органы со всеми необходимыми документами с заявлением о предоставлении ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Обжалуемым решением суд на основании статей 40, 72 Конституции РФ, части 1 статьи 45 ГК РФ, пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, пункта 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, части 1 статьи 15, частей 1, 2, 3 статьи 3, части 1 статьи 1, частей 1,2 статьи 6 Закона Томской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» от 19.08.1999 № 28-О, части 3 статьи 3 Закона Томской области «О жилищном фонде социального использования в Томской области» от 09.10.2003 № 131-ОЗ, части 1 статьи 85, статей 1, 152 БК РФ исковое заявление Колпашевского городского прокурора удовлетворил, обязал Администрацию Колпашевского городского поселения предоставить Лапину С. О. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.

В кассационной жалобе Администрация Колпашевского городского поселения просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

В обоснование жалобы указывает, что суд произвольно истолковал норму закона, указывающую, что предоставление жилого помещения детям - сиротам должно быть осуществлено сразу же после первого окончания обучения в образовательном учреждении без учета особенностей в предоставлении жилья такой категории лиц, стоящих на учете, как Лапин С.О., и не дал объективной оценки факту нахождения им вторично в образовательном учреждении.

Вывод суда о том, что Администрация является надлежащим ответчиком по делу, не основан на законе.

Суд не исследовал то обстоятельство, что Администрацией был представлен документ об отсутствии в поселении свободного муниципального жилья, и не исследовал обстоятельства возможности или невозможности приобретения этого жилья органами местного самоуправления поселения за счет собственных бюджетных средств при том, что бюджет поселения - дотационный.

Суд также необоснованно проигнорировал и не применил требования закона, изложенные в части 2 статьи 2 и части 1 статьи 6 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-03 «О наделении органов - местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», где указывается, что органы исполнительной власти Томской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, путем предоставления из областного бюджета субвенции муниципальным районам.

Суд также неверно истолковал нормы данного закона, где указывается, что исполнительные органы местного самоуправления поселений наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне зависимости от передачи им финансового обеспечения из бюджета Томской области. Суд не исследовал законодательство, регулирующее спорные правоотношения, которое возлагает обязанность по финансированию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только на орган власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Администрацию Томской области.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор и Лапин О.С. просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Из возражений на жалобу, предоставленных Администрацией Томской области, следует, что указанное лицо согласно с кассатором.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом кассационной инстанции представитель Администрации Колпашевского городского поселения Томской области Смыченко А.М. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, прокурор Кофман Е.Г. поддержала позицию, изложенную в возражениях на жалобу. Лапин О.С., Администрация Колпашевского района, Администрации Томской области извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьёй 354 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив и обсудив в соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ кассационную жалобу и возражения на нее в пределах изложенных доводов, заслушав в кассационном производстве участвующих в нем лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Лапин С.О. вправе требовать от Администрации Колпашевского городского поселения предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, поскольку он включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Соответственно, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования Лапин С.О. приобретает право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Данный вывод суда подтвержден совокупностью представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

В соответствии со статьёй 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 8 указанного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со статьями 4, 5 данного Закона финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ ( с последующими изменениями и дополнениями) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 1 статьи 1).

В силу части 1 статьи 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (часть 3 статьи 3 Закона).

Статьей 6 указанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов - на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями; бюджетам муниципальных районов - на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные в части 1 настоящей статьи субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно статье 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Администрацию Колпашевского городского поселения, поскольку она обязана приобрести в муниципальную собственность жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма /__/.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что Лапин С.О., /__/ года рождения, имеет /__/, что подтверждается свидетельством о смерти отца /__/ № /__/ от 18.06.2001 (лист дела 14), решением Копашевского городского суда Томской области от 29.12.2004 о лишении матери родительских прав (листы дела 15-16).

Материалами дела подтверждено, что в период с 2004 года по 2007 год Лапин С.О. являлся воспитанником /__/ (лист дела 9).

Справкой органа опеки и попечительства Администрации Колпашевского района от 03.12.2004, справкой Администрации Колпашевского района от 21.03.2011 № /__/ подтверждено, что какое-либо жилое помещение за Лапиным С.О. закреплено не было (листы дела 22, 41).

Решением жилищной комиссии Колпашевского района Томской области от 29.04.2005 Лапин С.О. включен в списки очереди на получение жилья в категории детей, оставшихся без попечения родителей (лист дела 20).

Постановлением Главы Колпашевского района № 153 от 28.02.2008 над Лапиным С.О. установлено попечительство, которое прекращено 03.08.2008 в связи с достижением им совершеннолетнего возраста (лист дела 28).

Согласно справке /__/ Лапин С.О. обучался в /__/ с 01.09.2008 по 30.06.2009 по профессии «/__/». Факт его окончания указанного профессионального обучения также материалами дела подтвержден (лист дела 25).

Данные обстоятельства кассатором не оспариваются и свидетельствуют о том, что у Лапина С.О. как нуждающегося в жилом помещении после прекращения над ним попечительства, то есть еще в 2008 году, возникло в соответствии со пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия отклоняет ссылку кассатора на отсутствие у Лапина С.О. права на предоставление ему вне очереди жилого помещения по данному основанию в связи с обучением в настоящее время в /__/ и нахождением на полном государственном обеспечении.

Действительно, согласно справке /__/ Лапин С.О. в настоящее время обучается в /__/ на очном отделении, срок обучения заканчивается 30.06.2012 (лист дела 36).